Церковные праздники сегодня 3 июля 2017

Без рубрики
Петров пост (Апостольский)

22 день

Апостольский пост. Установлен в честь памяти апостолов Петра и Павла.
Священномученика Мефодия, епископа Патарского Сегодня церковь отмечает день памяти святого Мефодия, который пострадал за веру в Христа и был приговорен к смерти в 312 году. Это был неутомимый борец с ересями. Автор многих нравственных поучений, сочинений, толкований Священного Писания.
Благоверного князя Глеба Владимирского Этот день, так же посвящён памяти младшего сына князя Андрея Боголюбского. Праздник в его честь был положен в 1702 году. Святой князь Глеб (имя при крещении Георгий) почитается как защитник г. Владимира.
Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского Сегодня церковный праздник посвящён памятованию о перенесении святых мощей Казанского архиепископа Гурия из Спасо-Преображенского монастыря в Казанский Благовещенский собор в 1630 году.

Подробнее о событиях сегодняшних церковных праздников

1.    Мефодий Олимпийский (Мефодий Патарский, греч. Μεθόδιος Πατάρων) – богослов, священномученик.

Сведения о жизни Мефодия крайне скудны. Имеются разногласия относительно того какую кафедру он занимал. Греческая традиция считает его епископом города Патара в Ликии. Иероним Стридонский в своём сочинении «О знаменитых мужах» пишет что Мефодий был «епископ Олимпа в Ликии, а затем Тира».

Известность Мефодий получил своими многочисленными богословскими трудами, он стал первым кто выступил с критикой учения Оригена. Леонтий Византийский (VII век) включал Мефодия в число знаменитых учителей и Отцов Церкви, живших до правления Константина Великого.

Сочинения Мефодия включены в 18-й том Patrologia Graeca.

Тропарь священномученику Мефодию, еписокпу Патарскому, глас 1

Кровь твоя, мудре, тайно вопиет от земли, / якоже Авелева к Богу, / богомудре святителю Мефодие, / ясно проповедавый Божие вочеловечение. / Темже и посрамил еси Оригенову лесть, / и преставился еси в Небесный чертог. / Моли Христа Бога, // да спасет души наша.

Кондак священномученику Мефодию, еписокпу Патарскому, глас 4

Священнотаинник Святыя Троицы, / и яже паче ума повелений Божественных проповедник, / и православным утверждение был еси, Мефодие, / злославныя обличил еси смыслы, / правоверия ради кровию твоею священномученик явлься, / и Христу со Ангелы предстоя, // моли спастися нам.

2.    Свя­той бла­го­вер­ный князь Глеб Вла­ди­мир­ский, в Свя­том Кре­ще­нии Ге­ор­гий, был млад­шим сы­ном свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го (па­мять 4 июля). Под вли­я­ни­ем бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей он вы­рос глу­бо­ко ве­ру­ю­щим и с две­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та про­во­дил уеди­нен­ную ду­хов­ную жизнь. Ро­ди­те­ли не пре­пят­ство­ва­ли сы­ну и да­же со­дей­ство­ва­ли ему в ду­хов­ном воз­рас­та­нии. Свя­той князь осо­бен­но лю­бил чте­ние свя­тых книг, по­чи­тал свя­щен­но­слу­жи­те­лей и был ми­ло­стив ко всем. Несмот­ря на юный воз­раст, он из­брал для се­бя по­двиг стро­го­го по­ста и мо­лит­вен­но­го бде­ния. Скон­чал­ся бла­го­вер­ный князь Глеб в 1174 го­ду, в де­вят­на­дца­ти­лет­нем воз­расте.

Его нетлен­ные мо­щи со­хра­ни­лись и про­сла­ви­лись чу­де­са­ми. В 1238 го­ду, во вре­мя на­ше­ствия Ба­тыя на Рус­скую зем­лю, та­та­ры по­до­жгли со­бор во Вла­ди­ми­ре. В этом по­жа­ре сго­ре­ли епи­скоп Мит­ро­фан, ве­ли­кая кня­ги­ня Ага­фия, су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя Ге­ор­гия Все­во­ло­до­ви­ча († 1238), и мно­же­ство жи­те­лей Вла­ди­ми­ра, за­крыв­ших­ся в со­бор­ном хра­ме. Од­на­ко огонь да­же не кос­нул­ся гроб­ни­цы бла­го­вер­но­го кня­зя Гле­ба. В июле 1410 го­да на Вла­ди­мир на­па­ли та­та­ры. Раз­гра­бив го­род, они ста­ли рас­хи­щать цер­ков­ные со­кро­ви­ща со­бо­ра, убив со­бор­но­го клю­ча­ря Пат­ри­кия. По­ла­гая, что в гроб­ни­це спря­та­ны со­кро­ви­ща, они хо­те­ли раз­ло­мать ее. Как толь­ко та­та­ры кос­ну­лись ка­мен­но­го гро­ба свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Гле­ба, из него вы­шло пла­мя, и та­та­ры в стра­хе по­ки­ну­ли го­род.

По мо­лит­вам свя­то­го кня­зя был спа­сен го­род от на­ше­ствия поль­ско-ли­тов­ских за­хват­чи­ков в 1613 го­ду.

Празд­но­ва­ние бла­го­вер­но­му кня­зю Гле­бу уста­нов­ле­но в 1702 го­ду, в том же го­ду бы­ла на­пи­са­на служ­ба, несколь­ко поз­же – жи­тие. Мо­щи по­чи­ва­ют в Успен­ском со­бо­ре во Вла­ди­ми­ре. В 1774 го­ду юж­ный при­дел со­бо­ра был освя­щен в честь его име­ни. Бла­го­вер­ный князь Глеб по­чи­та­ет­ся как осо­бый по­кро­ви­тель и за­щит­ник го­ро­да Вла­ди­ми­ра.

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Владимир,/ имея в себе пребогатое сокровище —/ чудоточащия честныя мощи благовернаго князя Глеба,/ имиже украшался и хваляся,/ вселенную всю созывает к веселию/ и велегласно вопиет:/ о Владыко Христе,/ даровавый таковую благодать угоднику Твоему,/ его молитвами помилуй нас.

глас 8

Взбранному и крепкому в праведницах,/ православною мудростию сияющему великому чудотворцу,/ благодарственная восписуем ти, благоверный княже Глебе:/ яко имея дерзновение у Престола Христова,/ верою чтущих тя, град и люди сохраняй молитвами твоими:/ ты бо еси земли Российския похвала и утверждение.

3. Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского произошло в Казани, в 1595 году. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа.

Сам святитель Ермоген так описывает это событие: “Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае”. Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия.

В Иконописном Подлиннике под 4 октября сказано: “Гурий подобием сед, брада, аки Василия Кесарийского, в шапке, в омофоре, в руках Евангелие, риза святительская. Варсонофий подобием надсед, брада, аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие”.

Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный собор города Казани совершено в 1630 году. Мощи были положены у северной стены в устроенной казанским дворянином Саввою Тимофеевым Аристовым серебряную раку, на которую князь Б. И. Черкасский в 1633 г. пожертвовал шитый золотом и серебром покров с изображением святителя Гурия в рост. Над ней был сооружен резной золоченый балдахин на средства казанского ямского охотника Тимофея Шаланина. В середине XIX века казанский купец Петр Свешников устроил новую раку, на что пожертвовал 5000 рублей.

В 1918 году, овладев городом, большевики закрепились в Казанском кремле, объявив его военным городком, вход для горожан был закрыт, все организации выселены, все 7 кремлевских церквей — закрыты.

Верующим позволили вынести из собора только раку с мощами святителя Гурия и несколько икон. Св. мощи строителя Благовещенского собора перенесли в храм Николы Тульского Казанско-Богородицкого женского монастыря. После закрытия монастыря мощи были перенесены в Петропавловский собор, ныне почивают в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, частица св. мощей вложена в воссозданную раку святителя в Благовещенском соборе.

Евангельские Чтения сегодня

Рим., 109 зач., XII, 4-5, 15-21. Мф., 45 зач., XII, 9-13.

Святитель Феофан Затворник: мысли на каждый день года

(Рим. 12, 4-5. 15-21; Мф. 12, 9-13). “Можно в субботы делать добро”. Это сказал Господь по исцелении в синагоге в субботу сухорукого, и в укор фарисеям, которые заповедь о субботнем покое довели до того, что даже шаги измерили, сколько их можно сделать в этот день. Но так как и добрых дел нельзя делать без движения, то они скорее соглашались отказываться от добрых дел, чем допустить лишнее движение. Спаситель не раз обличал их за то, потому что суббота требовала покоя от житейских забот, а не от дел благочестия и братолюбия. В христианстве, вместо субботы, празднуется воскресенье с тою же целью – покоя от всех житейских дел и посвящения этого дня исключительно на дела Божии. Христианское здравомыслие никогда не доходило до фарисейской мелочности относительно неделания в воскресенье, но за то позволительное разрешение на делание в этот день заведено далеко за пределы должного. Неделание отдаляло фарисеев от делания добрых дел, а христиан позволяемое ими себе делание отводит от них. Вечером под воскресенье – театр, потом еще какое-либо увеселение. Утро проспано; в церковь некогда. Несколько визитов, обед; вечером опять увеселения. Так отдается все время чреву и услаждению прочих чувств; о Боге и благотворении некогда и вспомнить.


Церковные праздники вчера, 2 июля 2017       

Оцените статью