Церковные праздники сегодня 21 июля

Без рубрики

Каждый год 21 июля православная церковь отмечает один из главных церковных праздников – явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.

Великомученика Прокопия (303).

Праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303).

Праведного Прокопия Устьянского (XVII). Мучеников Потенцианы (I); Феодосии, матери святого Прокопия, 12 жен синклитик, Антиоха и Никострата (303); Авды и Савы; Миридата, царя Грузинского (410). Преподобного Феофила Мироточивого, Афонского (1548). Преподобномученика Анастасия Константинопольского (1743). Преподобного Димитрия Бессарабовского (перенесение мощей, 1779). Священномучеников Александра (Попова) и Феодора (Располова) пресвитеров (1918). Воспоминание знамения от иконы Божией Матери Благовещение в городе Устюге (1290). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612; Вознесенская 1701; Симоновская 1701; Высоко-Петровская 1849; Христорождественская; Калужская; Введенская), в Казани, в Петербурге (1721; Шлиссельбургская XVIII), Ярославская (1588), Каташинская Черниговская (до 1622), Вязниковская (1624), Нижнеломская (1643), Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1695), Высочинская (XVIII), Пензенская (1717), Карповская Курская (1725), Вышенская (1812), Павловская Звенигородская, Иркутская, Каргопольская.

Источник: http://prayerssaints.ru/?id=pravoslavnprazdniki/7/21 © prayerssaints.ru

Явление иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани

i62w5c-c4qc-8834080

Данный праздник отмечается православными два раза в год – 21 июля и 4 ноября. Рано утром в этот день в храмах совершается литургия в честь явления иконы Пресвятой Богородицы и крестный ход с данной иконой.

Второй раз, осенью, этот церковный праздник отмечается в честь освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Считается, что это произошло благодаря заступничеству иконы Казанской Божьей Матери, которая была с ополченцами, освободившими столицу от врага. Это знаменательное событие было отмечено открытием в Москве Казанского собора.

В 1579 году в Казани, незадолго до взятия ее Иваном Грозным, произошел страшный пожар, уничтоживший практически половину города. После этого девятилетней жительнице Казани Матроне три ночи подряд снился сон, в котором явившаяся Богородица указывала точное местонахождение пропавшей в пожаре иконы. Узнавшие об этом родители девочки поведали о странном сне властям города, однако те не проявили никакого интереса, так что разбирать завалы в указанном месте пришлось им самим. В результате старинная чудотворная икона была обнаружена целой и невредимой на пепелище крестьянского домика.

По преданию, чудотворность иконы проявилась уже во время перенесения ее в храм. Все наблюдавшие за этим люди стали свидетелями того, как двое слепых, переносивших икону, вновь обрели способность видеть. На месте пепелища, где обнаружили икону Казанской Божьей Матери, был построен Богородицкий девичий монастырь.

В 1904 году икона была похищена молодым крестьянином, который впоследствии утверждал, что сжег ее, чтобы проверить ее чудотворность. Однако сохранился список с этой иконы, возвращенный в 2005 году в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря Патриархом Алексием II.

Икона Казанской Божьей Матери считается чудотворной, что не раз подтверждалось исцелением тяжелобольных людей после молитвы перед ней. К иконе обращаются те, кто молится за выздоровление себя и своих близких. Кроме того, с момента ее явления в Казани она считается женской иконой, которая помогает молодым девушкам и замужним дамам переживать трудности женской доли. Перед ней молятся о заступничестве, счастье в личной жизни, удачи на войне, здоровье.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-812088-kakoy-cerkovnyy-prazdnik-21-iyulya#ixzz4nP07gjnf

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Великомученик Прокопий

Великомученик Прокопий родился в Иерусалиме и служил в войске Диоклетиана. Отец его был благочестивым христианином, но он рано умер, а мать была язычницей. Он был очень образован и более расположен к христианству, чем к язычеству.

Диоклетиан отправил его в Александрию для преследования христиан.

Дорогой Прокопий услышал голос, который упрекал его за то, что он хочет восстать на Самого Христа. «Кто ты, Господи?» – спросил он: – «Я Иисус Распятый, Сын Божий». В тот же момент он увидел на небе знамение креста. После этого Прокопий не преследовал христиан, а однажды в присутствии матери сокрушил идолов.

Она принесла жалобу на сына императору; император приказал мучить Прокопия. Многие при этом плакали, но Прокопий говорил: «Плачьте не обо мне, а о погибели душ ваших».

После мучений бросили его в темницу; здесь явился ему Сам Господь, исцелил его раны и, крестив водой, сказал: «Мужайся, ты приведешь к Отцу Моему большое стадо».

Увидев Прокопия совершенно здоровым, два отряда воинов крестились. Когда узнал об этом начальник, то велел убить всех этих воинов мечом.

Затем к темнице пришли 12 благородных женщин и сказали: «И мы христианки». Их начали мучить. Когда мучили женщин, то мать Прокопия тоже сказала: «И я раба Христова!» Всех женщин убили, а затем, после новых мучений, усекли мечом и Прокопия, в 303 г.

Праведный Прокопий Юродивый

Св. Прокопий Юродивый подвизался в г. Устюге. Он был иностранный купец. Прибыв в Новгород, принял православие, пленившись великолепием храмов, торжественностью православного богослужения и обрядов и правотой учения Православной Церкви.

Затем раздал все имение бедным и поселился в Хутынской обители. Когда же многие стали приходить в обитель,чтобы посмотреть иностранца -инока, Прокопий начал юродствовать.

Тогда еще более стали посещать обитель; но святой ушел из обители и, дойдя до Великого Устюга, поселился тут. Здесь он ходил по городу, представляя себя безумным.

Его оскорбляли, нередко били и всячески насмехались над ним; но он терпел все для Христа, не чувствовал ни к кому недоброжелательства и молился за своих обидчиков словами: «Господи, не вмени им сего греха».

По ночам же обходил все городские церкви и со слезами молился на папертях. Когда обессиливал, то ложился, где пришлось, – на камнях и голой земле.

И летом, и зимой ходил без обуви и в плохой одежде; пища его была самая скудная, принимал он ее от нищих и от людей богобоязненных, а от богачей, обогатившихся неправдой, не брал ничего.

Спрашивал однажды св. Прокопия церковнослужитель Симеон, как он переносил бывшие в то время сильные морозы. «Да, едва не погиб я от холода, – говорил святой, – но ангел явился с райским цветком, коснулся им меня, и я ощутил теплоту в своих членах».

Таким образом, св. Прокопий был мучеником, добровольно обрекшим себя на всяческие неприятности и лишения. Зато еще при жизни Бог удостоил его дара прозорливости и чудотворений.

Увидев мать св. Стефана, просветителя Перми, еще трехлетней девочкой, он узнал и сказал другим, что она будет матерью сего святого.

Своей молитвой спас город Устюг от каменно-огненной тучи, которая готова была разразиться в наказание за грехи жителей. За несколько дней до появления тучи он говорил горожанам: «Покайтесь и исправьтесь, иначе погибнете от огненного града». Народ не верил, но с появлением тучи все бросились в храмы с молитвой и раскаянием. Сам Прокопий слезно молился день и ночь. Туча разразилась в 20 верстах от Устюга, раздробила и уничтожила целый лес, но никто из людей не был убит, даже и скот остался цел.

Скончался св. Прокопий в 1303 г. Мощи его почивают под спудом в соборе. Источник: http://prayerssaints.ru/?id=pravoslavnprazdniki/7/21 © prayerssaints.ru

Евангельские чтения дня с толкованием



bjc7hzkjp6a-5632522

Евангельские Чтения

Утр. – Лк., 4 зач., I, 39-49, 56. Лит. – Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

От Луки святое благовествование

ГЛАВА 10.

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Велико благо и от гостеприимства, как показала Марфа, и не нужно пренебрегать им; но еще большее благо – внимать духовным беседам. Ибо тем питается тело, а сими оживляется душа.

Не для того, – говорит, – существуем мы, Марфа, чтобы наполнять тело разными яствами, но для того, чтобы творить полезное душам. Примечай и благоразумие Господа. Он ничего не сказал Марфе прежде, чем от нее получил повод к упреку.

Когда же она покусилась отвлечь свою сестру от слушания, тогда Господь, воспользовавшись поводом, упрекает ее. Ибо гостеприимство дотоле похвально, доколе оно не отвлекает и не отводит нас от того, что более нужно; когда же оно нам начнет препятствовать в важнейших предметах, тогда довольно предпочесть ему слушание о божественных предметах.

Притом, если сказать точнее, Господь возбраняет не гостеприимство, но разнообразие и суетность, то есть развлечение и смущение. Для чего, – говорит, – Марфа, ты заботишься и печешься о многом, то есть развлекаешься, беспокоиться? Мы имеем нужду в том только, чтоб сколько-нибудь поесть, а не в разнообразии яств.

– Иные слова “одно только нужно” разумели не о пище, но о внимании к учению.

Итак, сими словами Господь научает апостолов, чтобы, когда они войдут в чей-либо дом, не требовали ничего роскошного, но довольствовались простым, не заботясь более ни о чем, как о внимании к учению.

– Пожалуй, разумей под Марфой деятельную добродетель, а под Марией – созерцание. Деятельная добродетель имеет развлечения и беспокойства, а созерцание, став господином над страстями (ибо Мария – значит госпожа), упражняется в одном рассмотрении божественных изречений и судеб.

– Обрати внимание и на слова: “села у ног Иисуса и слушала слово Его”. Под ногами можно разуметь деятельную добродетель, ибо они означают движение и хождение. А сидение есть знак неподвижности. Итак, кто сядет при ногах Иисусовых, то есть, кто утвердится в деятельной добродетели и чрез подражание хождению и жизни Иисуса укрепится в ней, тот после сего доходит до слышания божественных речений или до созерцания.

Поскольку и Мария прежде села, а потом слушала слова. – Итак, если ты можешь, восходи на степень Марии чрез господство над страстями и стремление к созерцанию.

Если ж это невозможно для тебя, будь Марфой, прилежи деятельной стороне и чрез то принимай Христа. – Приметь сие: “которая не отнимется у неё”. Подвизающийся в делах имеет нечто такое, что отнимается у него, то есть заботы и развлечение. Ибо, достигши до созерцания, он освобождается от развлечения и суетности, и таким образом у него нечто отнимается.

А подвизающийся в созерцании никогда не лишается сей благой части, то есть созерцания. Ибо в чем больше он будет успевать, когда достиг самого высшего, разумею, созерцания Бога, что равно обожению? Ибо кто удостоился зреть Бога, тот становится богом, так как подобное объемлется подобным.

ГЛАВА 11.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Тогда как фарисеи и книжники порочат чудеса Господа, жена, лицо бесхитростное и простое, прославляет Его. Где те, кои говорят, что Господь явился призрачно? Ибо вот свидетельство, что Он и сосцами питался!

А Он ублажает тех, кои соблюдают слово Божие, впрочем, отнюдь не с тем, чтобы Мать Свою лишить ублажения, но с тем, чтобы показать, что и Она не получила бы никакой пользы от того, что родила Его и питала сосцами, если бы не имела всех прочих добродетелей. Говорит это вместе и потому, что идет ко времени.

Поскольку завидующие Ему и неслушающие слов Его поносили слушающих, то Он вопреки им особенно ублажает слушающих. Может быть, Он говорит это и ради исцеленного глухого, чтобы и он, выслушав слово, соблюдал оное, чтобы (дарованная ему) способность слышать не послужила ему в осуждение. – Когда народ стал сходиться во множестве, Господь начал обличать неразумных.

Между ними было несколько таких, кои желали, чтобы Иисус совершил знамение с неба; ибо говорили: знамения, какие Он творит, суть от земли, и Он творит их силой веельзевула, князя мира, имеющего власть над землей; а знамения с неба Он не может сотворить, потому что Он не есть Сын Отца Небесного.

Поскольку некоторые так говорили, то Господь обличает их и говорит: дастся вам знамение, которое докажет, что Я – истинный Сын Небесного Отца. Какое же? Знамение Ионы, то есть знамение Воскресения. Ибо как он провел три дня во чреве китовом, так и Я пробуду три дня во чреве кита, великого животного, то есть ада, и воскресну.

Когда Иона, выброшенный китом и как бы снова оживший, начал проповедовать, то ниневитяне послушались; а Мне и после Воскресения Моего род сей не поверит. Поэтому они будут осуждены за то, что не подражали ниневитянам, хотя здесь больше Ионы. Ибо Мое достоинство и способ проповеди представляют большое различие. Я – Владыка, он – раб.

Я проповедую Царство Небесное, он – спасение от угрожающей погибели, Я совершаю чудеса, он не сотворил никакого чуда. – Равным образом и царица южная осудит род сей, ибо она приходила с конца земли слушать премудрости Соломона. – Под «царицей южной» разумей, пожалуй, и всякую душу, сильную и постоянную в добре. Объяснюсь. Север, когда служит символом местопребывания противника, Писанием не одобряется, потому что он холодит и наводит омертвение и оцепенение; а юг (как противоположный северу) одобряется, потому что южный ветер приносит теплоту, оживление, отогревает и оцепеневшие части.

Поэтому и в Песни песней невеста, прогоняя север, говорит: «Поднимись с севера и принесись с юга» (4, 16), и пророк опять говорит: «И пришедшего от севера удалю от вас», то есть сатану (Иоил. 2, 20).

Итак, душа, царствующая на юге, то есть в благодатной стране духовной жизни, и окрепшая чрез упражнение в деятельности, приходит слушать премудрость, то есть восходит к созерцанию. Ибо премудрость Соломона, мирного царя, есть созерцание Господа и Бога нашего, которого никто не достигнет иначе, если чрез упражнение в деятельности не сделается царем и владыкой в добродетельной жизни.

Оцените статью