Cегодня 20 июля (7 июля по старому стилю), церковные праздники:
Преподобного Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI).
Преподобного Фомы, в Малеи (X). Благоверной великой княгини Московской Евдокии, в иночестве преподобной Евфросинии (1407). Мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнита и Германа (ок. 98-117); Евангела (ок. 284-305); Вассы и иных четырех дев, с Кириакиею пострадавших (289); Поликарпа. Великомученицы Неделы (Кириакии, 289). Преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Святых Александра и Маркеллины, родителей преподобномученика Астиона (III). Мученицы Кириакии (IV). Священномучеников Евстафия; Алексия (Медведкова) (1934) протоиерея, Димитрия (Клепинина) (1944) иерея, Юрия (Скобцова) (1944) иподиакона, его матери преподобномученицы Марии (Скобцовой) (1945) монахини, и мученика Илии (Фондаминского) (1942). Иконы Божией Матери Влахернской (принесена в Россию в 1654).
Источник: http://prayerssaints.ru/?id=pravoslavnprazdniki/7/20 © prayerssaints.ru
ПРЕПОДОБНЫЙ ФОМА МАЛЕИН
Жил в Византии не позднее XX века. Отличаясь телесной силой и храбростью, святой Фома состоял на военной службе и совершил немало подвигов в сражении с врагами отечества. Однако любовь ко Христу побудила его оставить мир и принять монашеский постриг. Подражая нищете и смирению Господа, он обходил иноческие обители, чтобы получить наставления подвижников.
Когда святой решил удалиться для безмолвия в пустыню, перед ним на небе засиял огненный столп, который предшествовал ему, указывая дорогу. Святому было явление св. пророка Илии, указавшего ему путь. Таким образом преподобный Фома пришел на гору Малея, точное место нахождения которой неизвестно. Поселившись на этой горе, преподобный подвизался в посте и молитве, ведя непрестанную брань с духами злобы. Там святой Фома удостоился Божественных видений и откровений и получил благодатные дары чудотворения и исцеления от недугов. По молитве святого изгонялись бесы из людей. После кончины преподобного Фомы, его мощи прославились многочисленными чудесами.
Преподобная Евдокия, в инокинях Евфросиния, великая княгиня Московская
7 (20) июля исполняется 600 лет со дня преставления преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской. Святая благоверная великая княгиня Евдокия была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383) и княгини Анны. Ее детство проходило в Суздале и Переяславле-Залесском, где в неспокойной обстановке постоянных междуусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья, юная княгиня научилась полагать все свое упование на Бога. С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом, иищелюбием и благотворительностью. В 1367 году она вступила в брак с благоверным великим князем Московским Димитрием Иоанновичем, впоследствии прозванным Донским. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы. В своей жизни они опирались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик Преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобные Сергий Радонежский и Димитрий Прилуцкий были восприемниками их детей.
Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголо-татарского ига разделяла и княгиня Евдокия. Поход благоверного князя Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным.
В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лет, опасно заболел и отошел ко Господу. Овдовевшая княгиня видела свою обязанность перед Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Одновременно строились несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском. Однако главной сокровенной целью княгини Евдокии после смерти супруга было устроение храма в собственном сердце. Княгиня вела тайную подвижническую жизнь, о чем нельзя было догадаться по пышным одеждам, в которых святая являлась перед людьми. Пришлось претерпеть и человеческую клевету. Подвиг этот увенчался явлением святой Евдокии Архангела Михаила, предвозвестившего скорую кончину. Образ Архангела, написанный по ее указаниям, был помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Святая княгиня, воздерживавшаяся от непосредственного участия в государственных делах, всем сердцем отзывалась на беду. Когда Москве угрожал хан Тамерлан, по ее благочестивому совету из Владимира была принесена чудотворная икона Божией Матери. Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день Сретения иконы в Москве (26 августа 1395 года) Тамерлану во сне явилась Светоносная Жена, и устрашенный грозным предупреждением завоеватель отступил от Москвы.
В 1407 году, после явления Архангела Михаила, княгиня Евдокия, решила оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому она шла всю свою жизнь. Во время ее шествия в Вознесенский монастырь прозрел слепец, отеревший глаза краем ее одежды, а также от различных недугов исцелились 30 человек. В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. Кроме смиренного несения иноческих подвигов, святая княгиня успела заложить в монастыре новую каменную церковь Вознесения. Прожив в иночестве несколько месяцев, святая Евфросиния 7 июля 1407 года мирно отошла ко Господу.
Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Ее духовный подвиг свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.
Евангелие дня с толкованием на 20 июля
Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.
Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.
От Матфея 12:38-45
Толкование Евангелия блаженного Феофилакта Болгарского
Мф.12:38. Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
Евангелист с удивлением прибавил — «тогда», ибо когда должно было подчиниться вследствие бывших чудес, тогда они требуют знамения. Они хотят видеть знамение с неба, как говорит другой евангелист. Им казалось, что земные знамения Он совершает силой дьявольской. Ибо дьявол властитель мира. Что же Спаситель?
Мф.12:39. …Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
Мф.12:40. ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
«Лукавым родом» называет их, как льстецов и коварных людей, «прелюбодейным» — как отступивших от Бога и соединившихся с демонами. Знамением называет Свое воскресение, как необыкновенное явление. Ибо Он, сойдя в сердце земли — разумею преисподнее место, ад — в третий день восстал из мертвых. Под тремя днями и ночами разумей части, а не полные дни и ночи. Он умер в пятницу-это один день; субботу лежал в гробу мертвым, вот и другой день; ночь на воскресенье застала Его еще мертвым. Так насчитывается трое неполных дней и ночей. Ибо и мы часто имеем обычай так считать время.
Мф.12:41. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.
Когда говорит, Иона после выхода из чрева кита проповедовал, ему поверили, а Я по воскресении Моем не встречу веры с вашей стороны; поэтому и будете осуждены ниневитянами, которые поверили рабу Моему — Ионе помимо знамений, и это они сделали, несмотря на то, что были варвары. Вы воспитались на пророках, видели знамения и не поверили Мне, Владыке. Ибо это означается в словах: «И вот, здесь больше Ионы».
Мф.12:42. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
Эта царица, говорит, пришла издалека, хотя и была слабая женщина, чтобы послушать о деревьях, лесах и о некоторых естественных предметах. Вы же не приняли Меня, когда Я пришел к вам, говоря и неизреченное.
Мф.12:43. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
Мф.12:44. тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;
Мф.12:45. тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.
Господь показывает, что они достигли края погибели, не приняв Его. Подобно тому, как освободившиеся от демонов, если не радеют, терпят худшее, так и ваш род находился во власти демона, когда вы поклонялись идолам; но чрез пророков Я изгнал этого демона и Сам пришел, желая очистить вас; но так как вы оттолкнули Меня и более — стремитесь погубить Меня, то, как согрешившие в более худшем, будете и наказаны сильнее, и последний ваш плен будет тяжелее прежних. Ты же пойми и то, что посредством крещения изгоняется нечистый дух и бродит по безводным пустыням и некрещеным душам, но в них не находит отдыха. Ибо отдых для демонов — это смущать крещеных злыми делами, тогда как некрещеных он уже имеет в своей власти. Итак, демон возвращается к крещеному с семью духами. Ибо как семь даров Духа, так в противоположность этому и семь духов злобы. Когда он войдет в крещеного, тогда его несчастье бывает большим, ибо прежде была надежда очиститься крещением, после же нет надежды очиститься, кроме как только крещением покаяния, которое очень трудно.