Кротость – 3 заповедь блаженств

Без рубрики

i-3969326

Кротость – необходимое качество духовной личности; кротость – духовная сила, которая устраняет из сердца гнев, злобу, вражду и осуждение и украшает душу тихим расположением.

Кро́тость (простота, смирение) – Божественное качество и христианская добродетель.

Кротость – это качество сильного человека, который не расстраивается, не злится по пустякам, не склонен к обидам и мести. Ему это удается за счет доброго и отходчивого характера. Это вовсе не проявление слабости, как думают некоторые. Ну какой смысл вспыхивать ярким пламенем по любому поводу? Кроткий человек понимает это и относится ко многим вещам снисходительно и с юмором. В душе такого человека царит гармония; ему не грозит превращение во вспыльчивого невротика.

Под Божественной кротостью понимается всепрощающая мягкость Бога, выражающаяся в благости и снисхождении к падшему и страдающему человечеству, в желании спасения всех людей, в излиянии Божественой любви на всех.

Сам Христос был кротким. Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас, — сказал Христос. Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко (Мф.11:28-30).

Апостолы Христовы тоже проповедывали кротость. В Послании апостола Иакова мы читаем: Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением и мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов (Иак.3:13-17).

Кротость ваша будет известна всем человекам (Флп.4:5), – наставляет ап.Павел. Это не значит, что мы должны быть кроткими напоказ, а стремиться к тому, чтобы кротость стала общеизвестным качеством христианина. Ап. Павел причисляет кротость к плодам духа (Гал.5:23).

Быть кротким – значит быть мягким и добрым, свободным от всякий самости и мирского честолюбия и во всём отвергать возможность принуждения и насилия. И иметь твёрдое и спокойное убеждение, что добро – сильнее зла, и рано или поздно, оно всегда побеждает.

О кротости можно сказать словами преподобного Иоанна Лествичника: «Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым.

Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться. Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приближающиеся: и сама она не колеблется.

Кротость, – пишет далее преподобный Иоанн Лествичник, – есть утверждение терпения, дверь, или лучше сказать, матерь любви, начало рассуждения духовного; ибо Писание говорит: научит Господь кротких путям Своим (Пс.24:9). Она есть ходатаица отпущения грехов, дерзновение в молитве, вместилище Духа Святого. На кого воззрю, – говорит Господь, – только на кроткого и безмолвного (Ис.66:2). В кротких сердцах, – пишет Иоанн Лествичник, – почивает Господь, а мятежливая душа – седалище диавола».

Не тот кроток, кто вовсе неспособен гневаться, а тот, кто чувствует движение гнева и останавливает его, побеждая свою греховную самость. Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду; не сердится, не возвышает во гневе голоса на согрешающих и обижающих; не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит голоса его (Мф.12:19), – по слову Евангелия. Можно сказать, что кроткий уподобляется Христу, о Котором ап. Петр, в своем первом послании пишет, что Он, будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мщением, но предоставляет мстить за себя Судящему праведно (1 Пет.2:23).

Вообще, все святые – хорошие учители кротости. Можно назвать еще ученика преп. Антония Великого (251-356) – преп. Павла Препростого (4/17 октября), который своей жизнью дал образец блаженной простоты. Преп. Сергий Радонежский (25 сентября / 8 октября), «тихими и кроткими словесы и благоуветливыми глаголами», – как Церковь поёт в одном песнопении в его честь, – мирил враждующих между собой князей. А вот яркий пример кротости из жития преп. Феодосия Печерского, игумена прославленного печерского монастыря в Киеве.

Однажды преп. Феодосий до позднего вечера беседовал с великим князем Изяславом. Великий князь не хотел отпустить преподобного идти в монастырь пешком, и одному слуге приказал отвезти св. Феодосия в обитель. Но слуга этот, видя убогое платье преп. Феодосия, принял его за простого сборщика подаяний, и говорит: «Черноризец, пора уже мне отдохнуть на твоем месте». Преп. Феодосий благодушно уступил ему свое место, и сам стал править лошадьми, а слуга заснул. Поутру, проснувшись, слуга видит, что все вельможи, ехавшие к великому князю, кланяются преп. Феодосию. Ужас его увеличился, когда, подъехав к монастырю, он увидел, что вся братия вышла к своему игумену навстречу и с благоговением принимала от него благословения.

Не только жившие в древности святые являли пример евангельской кротости и простоты. Праведники и наших дней примером своей жизни тоже учат святой кротости. В этой связи упомянем новомученика российского петроградского митрополита Вениамина (Казанского). На суде в 1922-ом году митр. Вениамин в своем последнем слове сказал: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть. Я с одинаковым благоговением обращу мои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все». Обритый, в лохмотьях, с молитвой на устах, митр. Вениамин спокойно пошёл к месту казни. Он безропотно принял мученическую смерть, памятуя слова Иисуса: кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником (Лк.14:27).

Жребий мученичества не для всех назначен, но мы имеем возможность быть кроткими крестоносцами, по духу учения Христа, если, как говорит ап. Павел, распинаем плоть свою со страстями и похотями (Гал.5:24), если будем соблюдать кротость и великодушие при обидах и оскорблениях, будем удерживаться от зависти, гнева, злословия и мести.

«…Как мы можем поступать иначе, как мы можем раздражаться, сердиться, мстить? – вопрошает св. прав. Иоанн Кронштадтский, и далее говорит: – Бог, общий наш Отец, пред Которым мы без числа согрешаем, всегда творит с нами по Своей кротости, не истребляет нас, долготерпит нам, благодетельствует нам непрестанно. И мы должны быть к братиям нашим кротки, снисходительны и долготерпеливы. Ибо, – по слову Христову, – если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф.6:14-15).

Кроме того, – продолжает кронштадтский праведник, – все мы как христиане – члены единого тела, а члены всячески берегут друг друга; при том мы называемся овцами словесного стада Христова, – почему так? Потому что овца кротка, незлобива, терпелива; таковы должны быть и мы. Только те из нас принадлежат к стаду Христову, которые кротки и незлобивы, как агнцы, а которые не имеют духа Христова, Его кротости и незлобия, – те и не Его», – учит св. прав. Иоанн Кронштадтский. («Полное собр. соч.», т. 1, стр. 173-174)

В живом примере кротости Иисуса Христа указан единственный верный путь ко спасению. Суд над Христом у Каиафы, у Пилата, минуты пригвождения Его ко Кресту и часы хуления Его, Распятого, – запечатлели миру образ небесной кротости.

И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал (Мф.26:62, 63), – читаем мы в Еванглеии от Матфея. А в Евангелии от Луки: И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:33, 34).

Мы не можем нести креста Спасителя. Это понятно, ибо Его крест для нас слишком тяжел. Но мы должны взять и нести свой крест жизни, кротко терпя все житейские невзгоды «Христа ради». Св. ап. Петр говорит: то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, cue угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести во устax Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; cтрадая не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1 Пет.2:19-23).

Но все же есть люди, которые, как сказано в Писании, ничего не имеют, но всем обладают (2 Кор.6:10). Такими являются христианские подвижники, живущие на лоне природы – в пустынях и горах, такими были странники, которые на Святой Руси ходили пешком по всей стране, от монастыря к монастырю, от одного святого места к другому, наслаждались красотой земли, питались ее прекрасными плодами, дышали чистым воздухом, пили ключевую воду, молились Богу под открытым небом, работали своими руками и ни от кого никакой земли никогда не отнимали. А земля им действительно принадлежала. Они в кротости своей владели ею.

Дав нам заповедь о кротости, Христос имел в виду не только такое обладание землей. Наступит время, когда земля в действительности будет принадлежать кротким. По слову ап. Петра, мы по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает npавда (2 Пет.3:13). Судом Божиим кроткие станут гражданами Царства Небесного, которое псалмопевец называет «землею живых»: Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых (Пс.26:13).

Кротость есть свобода от злого и грешного мира, и, одновременно, любовная обращенность к этому миру, который нуждается в исцелении и может быть исцелен. Кротость есть готовность терпеливо переносить страдания и способность сохранить радость даже на этом страдальческом пути. Только так можно победить в высшем смысле понимания слова «победа» – не путем самоутверждения, а жертвенной любовью. Это есть, конечно, прямая противоположность той земной установке души, которая мыслит победу лишь как подавление всех своих врагов и соперников, как отстаивание против них своих целей и притязаний. Той победой, которую искал Христос и которую Он одержал, Он привлекает – и будет всегда привлекать к Себе сердца людей, бросает решительный вызов всей земной мудрости, с ее плоским пониманием человека и его стремлений. Это есть победа добра, самоотречения, бескорыстной и самоотверженной любви.

Вопреки всему земному опыту, в глубине верующего сердца нам открывается, что все земные истины испаряются, теряют свою притягательную силу перед лицом того, что Евангелие называет «сокровищем на небесах». Только это сокровище способно подлинно питать нашу душу – мы не пресытимся им никогда и никогда не будем им обмануты. Более того, в заповеди «кроткие наследуют землю» мы находим безусловное выражение той опытной истины, что бескорыстная, самоотверженная любовь обладает для человеческого сердца неудержимой и непреодолимой притягательной силой и, потому, есть и сама, в конечном итоге, непобедимая сила. Этот внутренний опыт сильнее всего того, чему нас учит земной опыт. Мы знаем, что в мире действует таинственный закон, в силу которого истинными победителями оказываются те, кто, в категориях земных представлений, потерпели поражение. Современный французский писатель Альбер Камю выражает эту истину словами: «Я не могу не поверить тем свидетелям, которые дали себя зарезать».

Завершим наш очерк молитвенным назиданием современного учителя кротости, преп. Силуана Афонского:

«Душа смиренного, как море; брось в море камень, он на минуту возмутит слегка поверхность, и затем утонет в глубине его. Так скорби утопают в сердце смиренного, потому что с ним сила Господня. Где ты обитаешь, смиренная душа; и кто в тебе живёт; чему уподоблю тебя? Ты горишь ярко, как солнце, и не сгораешь, но теплом своим согреваешь всех. Тебе принадлежит земля кротких, по слову Господа. Ты подобна цветущему саду, в глубине которого прекрасный дом, где любит обитать Господь. Тебя любят небо и земля.

Тебя любят святые Апостолы, Пророки, Святители и Преподобные. Тебя любят Ангелы, Серафимы и Херувимы. Тебя смиренную любит Пречистая Матерь Господа. Тебя любит и радуется о тебе Господь» («Преп. Силуан Афонский», стр. 130).

Свт. Лука Крымский

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

Кто эти кроткие, и какую землю они наследуют? Конечно, не эту землю, ибо она сгорит со всем, что на ней (2 Пет. 3:10), но землю иную, новую: наследуют жизнь вечную за то, что в жизни своей, во всех делах своих уподобились Самому Господу нашему Иисусу Христу, Который, будучи злословим, не злословил взаимно, страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1 Пет. 2:23). Блаженны те, которые не отвечают на оскорбления оскорблением. Блаженны те, чье сердце мягко, как воск, а не жестко, как камень, подобно сердцу гордых. Блаженны кроткие, ибо кротость противоположна гордости. Кротость есть следствие нищеты духа и чистых слез. В таком блаженном духе просыпается ненасытная жажда и алчба вечной, высшей правды.

Оцените статью