Духовный пост – основа любого поста
Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву? Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонофий Великий говорит: “Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей.
Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста” (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).
О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: “Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело”.
Поэтому, любой пост, это прежде всего усиленное молитвенное правило и битва не на жизнь, а на смерть со своими страстями и повседневными грехами, как то: гордость, тщеславие, самолюбие, высокоумие, осуждение, чревоугодие, ложь, сквернословие, гнев, курение, алкогольная страсть, блуд и блудные помыслы (да, именно, бороться нужно и с помыслами, ибо помыслы рождают и питают грех), празднословие, уныние, лень и т.д.
Что касается молитвенного правила, когда вы поститесь, в дни постов (в том числе и постных дней среды и пятницы). Добавьте к утренним молитвам и вечерним молитвам дневное правило. Это может быть 1-2 кафизмы или акафист, или канон. Лучше всего: 1 кафизма и 1 канон из 3-х входящих в молитвослов, позволяет время, прибавьте акафист (нет сил и прочая лень, не оправдание, нудите себя и Господь даст вам силы, видя ваше старание и желание. Так всегда бывает, стоит только пересилить себя и начать). Кто-то берёт на себя подвиг читать всю псалтирь каждый день поста.
Пост ястной второстепенное дело и служит подмогой духовному посту, усмиряя плоть и подчиняя её духу. Конечно, с полным желудком молиться и невозможно. Уделять особое внимание постной диете нужно только для упражнения в смирении. Это поможет умножить или обрести смирение.
Помните, что основная цель постящегося, покаяние и смирение, достижению этого всё и подчинено.
Как правильно поститься в Великий пост
Прежде всего, поговорим о значении поста. Не надо путать его с диетой. Соблюдая пост, верующие следуют по стопам Иисуса Христа, который провел сорок дней в пустыне, питаясь только растительной пищей. Соблюдая пост, человек раскаивается в своих грехах и учится противостоять искушению.
Правила Великого поста сейчас знают не все. Это один из самых строгих православных постов.
Что можно есть в Великий пост?
Главное правило Великого поста, говоря пространно – в пост нельзя есть пищу животного происхождения: мясо, птицу, яйца, молочные продукты, рыбу. Есть дни с более строгим предписанием, а есть с относительно мягким. Всего существует четыре вида предписаний, отличающихся степенью строгости:
- «Сухоядение» — в эти дни можно есть только «сухую» пищу: хлеб и орехи, а также свежие, сушёные или квашенные овощи и фрукты. Добавлять в еду масло, варить или жарить пищу нельзя;
- «Варение без елея» — допустимо всё то же, что и при сухоядении, кроме того, можно варить или тушить пищу, однако без масла;
- «Разрешение на вино и елей» — даётся для укрепления сил постящихся: в некоторые дни (все субботы и воскресенья, кроме последней субботы перед Пасхой) можно употреблять растительное масло и вино, но в меру;
- «Разрешение на рыбу» — даётся в Великий пост дважды: в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим). Кроме того, в Лазареву субботу (накануне Вербного воскресенья) разрешается есть рыбную икру.
В сети интернет можно найти множество сайтов с календарём постных дней. Правда, следует помнить, что создан этот календарь для монахов, а не для мирян. Для мирян особого календаря нет, и строгость поста для каждого верующего определяет его духовник. Календарь питания в таком случае нужен для того, чтобы миряне понимали строгость того или иного дня поста, а также знали, что нельзя есть в Великий пост.
Помимо общих законов соблюдения постов, есть правила, характерные только для Великого поста. Итак, рассмотрим подробнее, как правильно поститься в Великий пост.
В течение первой и последней – Страстной – неделей Великого поста практикуется самое строгое воздержание. Продукты нужно употреблять сырые, хлеб – только постный, и никакого чая или компота. Ни один продукт, появляющийся на столе в эти дни, не должен проходить термическую обработку.
В другие дни поста можно есть исключительно вегетарианскую пищу. Сдабривать вегетарианские блюда подсолнечным маслом можно только в выходные дни.
Мидии, кальмары, креветки и другие морепродукты не считаются рыбой, поэтому некоторые верующие едят их в воскресенье и субботу. К рыбным дням относятся только Вербное воскресенье и Благовещенье.
Разумеется, в течение всего поста следует воздержаться от алкоголя, курения и половой жизни.
Воздержание очистит тело, ежедневные молитвы, исповедь и причастие очистят душу и укрепят волю человека. От того, как правильно поститься, зависит будущее здоровье, поэтому хроническим больным, кормящим и беременным, детям, а также тем, кто собрался в дальнее путешествие, соблюдать пост не рекомендуется. А вот больным ангиной или ОРВИ, людям с заболеваниями суставов, повышенным холестерином и склонностью к полноте пост поможет устранить проблемы со здоровьем.
КАК ПОСТИЛИСЬ СВЯТЫЕ
Много ли человеку нужно, например, пищи, чтобы он был жив и здоров, чтобы мог трудиться во славу Божию и на пользу ближнему? На этот вопрос отвечают нам святые постники, отвечают не словами, а примером своей постнической жизни. Раскроем жития их и посмотрим, как и чем они питались.
Вот преподобный Иларион принимал пищу иногда через три, иногда через четыре дня. Преподобный Савва вкушал через пять дней, а святой Симеон Дивногорец еще в самом нежном детском возрасте, шести лет от роду, уже постится по семь дней. Всю свою жизнь потом он держится правила—вкушать через три дня, иногда через семь, иногда через десять.
Преподобный Ор вкушал раз в неделю; так же постился и преподобный Макарий Александрийский во время Святых Четыредесятниц.
Преподобный Иоанн постник, патриарх Константинопольский, во все время своего святительства в продолжение всей недели не имел стола, и только в воскресенье вкушал немного огородных овощей.
Преподобный Паисий пять дней в неделю постился, а в субботу и воскресенье подкреплял себя скудной пищей. Потом к одной неделе приложил он и другую, и вкушал уже через две недели.
Преподобный Петр Афонский постился сперва две недели, а после постоянно вкушал через сорок дней пищу, которую приносил ему Ангел Божий.
Преподобный Виссарион часто проводил без пищи целую неделю, а иногда и сорок дней.
Преподобный Симеон Юродивый, хотя и ел иногда, прикрывая свою святость перед людьми, мясо и другие лакомства, но зато очень часто проводил в посте целую неделю, а нередко и сорок дней.
Преподобный Симеон Столпник сначала вкушал в неделю один раз; но потом, желая приучить себя к строжайшему посту, заключился в тесной келье на сорок дней и, хотя у него были хлеб и вода, однако, он не прикоснулся к ним. С тех пор он постоянно проводил Святую Четыредесятницу без пищи и пития.
Преподобные Герасим, Анин и Феодор Сикеот также всю Святую Четыредесятницу ничего не вкушали, подкрепляя себя только причащением Святых Таин. К числу таких же постников принадлежат Антоний и Феодосии Великие, Макарий Египетский, Кириак, Иоанникий Великий, Марк Фракийский, Афанасий Афонский, Арсений Великий, Онуфрий Великий, Мария Египетская, Даниил Столпник и многие другие.
Вот как питались или, лучше сказать, постились святые подвижники.
Но еще надобно рассказать, в чем состояла их пища. Это были смоквы и финики, разные огородные растения, самым простым образом приготовленные, без всяких приправ, разве только с солью, очень редко с маслом. Одному подвижнику в день Пасхи ученик приготовил пищу с маслом; он посмотрел на нее, залился слезами и, сказав: “Господь мой вкусил оцет с желчью, — я ли буду есть с маслом?” — велел подать себе обычную пишу без масла. Вкушали они вареные зерна пшеничные, ячменные, чечевичные или другие, что у них называлось сочивом.
Те, которые жили в монастырях, питались кроме овощей, конечно, и хлебом; запасались хлебом и те пустынники, которые жили вблизи монастырей, сберегая запас сухарей на несколько дней, даже месяцев и лет; но были и такие, которые много лет не вкушали и хлеба.
Преподобный Марк Фракийский, девяносто пять лет не видевший лица человеческого, рассказывал посетившему его Серапиону, что голод принуждал его иногда наполнять чрево землей и пить морскую воду. Пустынники обыкновенно питались тем, что произращала им бесплодная земля пустыни: дикими растениями, корнями разных трав, мхом, дубовой корой… Упоминать ли о вине, которого пустынники совсем не употребляли?
Один преподобный отец, когда где-нибудь принуждали его выпить немного вина, всегда наказывал себя за это тем, что в продолжение целого следующего дня не давал себе ни капли воды. Ученик, заметив это, просил всех никогда не потчевать его вином.
И при таком-то скудном питании они еще никогда и не ели досыта: оставлять пищу, когда еще есть некоторый остаток голода — вот какое у них было правило! Они смотрели на пищу, как на лекарство. Фунт хлеба в сутки — вот самая обычная мера их пропитания.
Но многие и эту меру сокращали: преподобный Досифей уменьшил ее до четверти фунта в день; преподобный Макарий Александрийский сделал себе сосуд с узким отверстием, так, чтобы только могла проходить рука, и клал в этот сосуд мелко нарезанные сухари: сколько можно было за один раз захватить рукой, столько и составляло его дневное пропитание, — это было не более осьмушки фунта в день. Многие из наших Киево-Печерских затворников питались обыкновенно одной просфорой.
Что скажут на эту живую проповедь о посте слабые люди нашего времени? Скажут ли, что так изнурять себя грешно, что такая скудная пища вредна для здоровья, сокращает жизнь?..
Но едва ли кто из нас способен выносить такие великие труды телесные, какие выносили святые постники: целые ночи выстаивали они на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, легко переносили они нестерпимый летний зной и зимнюю стужу, спали час—два в сутки на голой земле, а иные и вовсе не ложились, а только дремали, сидя или стоя.
И при всем этом они почти не знали болезней, всегда были бодры духом и телом, хотя на вид они были — только кожа да кости.
А жили они вот по сколько лет: преподобный Симеон Столпник стоял на столпе восемьдесят лет, а всего жил сто три года; преподобный Кириак отшельник жил сто девять лет; преподобный Алипий столпник — сто восемнадцать; Иоанн Молчальник — сто четыре; Антоний и Феодосии Великий — по сто пять; Павел Фивейский — сто тринадцать; Павел Комельский — сто двенадцать; Анин — сто десять; Макарий Александрийский — сто. Преподобный Марк Фракийский только в пустыне провел девяносто пять лет, не считая того, сколько жил в миру. И другие многие жили по сто лет, а до девяноста — большая часть.
Итак, самый строгий пост не только не вредит здоровью, не сокращает жизнь человека, но напротив: постники-то и живут дольше других. И теперь спросите, где можно больше встретить глубоких старцев, убеленных сединами, — в миру ли, или в стенах святых обителей? Конечно в монастырях, и эти старцы — конечно из тех, которые строже соблюдают монашеские уставы о посте. Или скажете, что святым людям Сам Бог помогает Своей благодатью? Но кому же Бог отказывает в Своей благодатной помощи? «И грядущаго ко Мне не изжену вон», — глаголет Сам Господь во Святом Евангелии (Ин. 6; 37).
Впрочем, не для того и говорим мы о святых подвижниках-постниках, чтобы во всем брать с них пример; не вдруг и сами они доходили до такого строгого поста, а постепенно, в продолжение многих лет приучали себя к нему.
Для нас довольно и того, чтобы на основании их опыта решить вопрос, — много ли человеку нужно хлеба насущного, чтобы он мог в добром здравии трудиться по славу Божию, ближнему на пользу и себе во спасение?
И вот, жизнь святых постников дает нам прямой и ясный ответ на этот вопрос: очень, очень немного для этого нужно. В самом деле, если они довольствовались осьмушкой или четвертью фунта одного хлеба, и бьли живы и здоровы, да еще и трудились так, как нам никогда, пожалуй, не придется, то кто же поверит, будто мы заболеем и расстроим свое здоровье, если у нас на столе будут и хлеб, и овощи, и вообще простая, хотя, может быть, и не очень вкусная пища, и не будет разве только мяса и вина?
Ведь как ни рассуждай, а все же и святые — не ангелы были, а такие же люди, как и мы, и они плоть носили, и у них природа требовала пищи; но вот видите, как они сумели, при помощи Божией, довести ее требования до самой малости; значит, и нам не следует поблажать своим прихотям, не следует обманывать себя; будем довольны тем, что Бог нам посылает от наших праведных трудов; и если бы наша плоть грехолюбивая стала сетовать, что того ей мало, другое не по вкусу, если бы возопила: “Того — не могу, другого — не хочу, заболею”, — то скажем ей: лжешь, обманщица, — можешь, и не заболеешь!.. Тебе и нужно-то немного: мало яждь, мало пий — вот и здрава будеши. Аминь.