Слово Божье исцеляет и освящает душу. О правильном чтении Библии

Без рубрики

2-8864087 Самый главный путь для отыскания того, к чему обязывает нас долг, есть изучение богодухновенных Писаний – Слова Божьего, потому что в них находим мы правила деятельности, и в них жития блаженных мужей, представленные в письменах, подобно каким-то одушевленным картинам жизни по Богу, предлагаются нам для подражания добрым делам.

Поэтому, в чем бы кто ни сознавал себя недостаточным, занимаясь Писанием, в нем, как в общей какой врачебнице, находит врачевство, пригодное своему недугу. Так, любитель целомудрия часто перечитывает историю об Иосифе, у него учится целомудренным поступкам, находя его не только воздерживающимся от удовольствий, но по навыку расположенным к добродетели. А мужеству обучается у Иова, который при несчастном перевороте своей жизни, в одно мгновение сделавшись из богатого бедным и из благочадного бесчадным, не только сам в себе не переменился, сохраняя во всем возвышенный образ мыслей, но даже без огорчения перенеси то, что друзья, пришедши для утешения, ругались над ним и усугубляли скорбь его.

Опять, кто имеет в виду, как в одно и то же время быть и кротким, и великодушным, чтобы против греха действовать гневом, а на людей кротостию, тот найдет Давида мужественным в военных подвигах, но кротким при воздаянии врагам. Таков и Моисей, который с великим гневом восстает на согрешивших пред Богом, но с кротким сердцем переносит клеветы на него самого. И как живописцы, когда пишут картину с картины, часто всматриваясь в подлинник, стараются черты его перенести в свое произведение, так и возревновавший о том, чтобы соделаться совершенным во всех частях добродетели, должен при всяком случае всматриваться в жития святых, как бы в движущиеся и действующие какие изваяния, и что в них доброго, то чрез подражание делать своим.

О Слове Божьем в Библии

Апостол Павел, сказав, что «все Писание богодухновенно», прибавляет: «и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, — да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Как осуществляется это? Это совершается тем же Словом Божиим, «живым и действенным» (Евр. IV, 12), когда человек верою принимает его в сердце свое.

В Библии называется Слово Божие мечом, молотом, огнем, светильником, семенем, словом жизни.

Слово Божие есть «меч духовный»: оно «проникает до разделения души и духа и судит чувствования и помышления сердечные» (Еф.VI, 17; Евр. IV, 12).

Слово Божие есть «молот», разбивающий наши каменные сердца (Иерем. XXIII, 29).

Слово Божие есть «огонь», пожигающий в нас нечистоту греховную и согревающий наши сердца, по природе холодные к «тайнам Царствия Божия» (Мф. XIII, 11-15). Слово Божие, верою принятое в сердце, очищает, освящает его (Иоан. XV, 3 и XVII, 7).

Слово Божие есть «светильник, сияющий в темном месте» (2 Петр. I, 19) и светом своим рассеивающий тьму неведения, страстей и заблуждений наших.

Слово Божие есть «семя» (Лк. VIII, 11-15). Как в распаханную землю бросается семя и приносит плоды, так и в сердце человеческое, сокрушенное, смягченное Словом Божиим, подает то же семя Слова Божия и «приносит плод в тридцать, шестьдесят или во сто крат» (Мк. IV, 20). Слово Божие есть, наконец, «слово жизни» (Филип. II, 16), слово, дающее жизнь — жизнь вечную.

Святые отцы о Слове Божьем

Климент Александрийский († ок. 217 г.):

«Вся жизнь совершенного христианина подобна священному празднеству: жертвоприношения его суть молитвы, богослужение его — чтение Библии… Зная весьма хорошо Священное Писание, и в старости читая его, живет он в полном повиновении Евангелию… Вся жизнь его не что иное, как учение и дела, сообразные с учением Господним».

«Невежество и слабость — вот два источника грехов, и оба они от воли нашей зависят: мы не хотим ни поучаться, ни покорять вожделений. Против того и другого даны нам средства: познание и сильное убеждение из доказательств, находящихся в Библии».

Ориген († 254 г.):

«Дай, Боже, чтобы мы все исполняли сие Евангельское предписание: испытайте Писания!

«Невеждами и слепцами должны быть все те, кои не признают, что чтение Библии возбуждает великие и достойные звания человеческого понятия».

Св. Иустин Философ († 166 г.):

«Приидите и соделайтесь причастниками ни с чем не сравненной премудрости: поучитесь из Слова Божия и познайте Царя вечного! Слово Божие проницает души наши силою своей. О, какой это вестник мира для тебя, воинствующая душа! Какое средство к укрощению жесточайших порывов страстей! Какой наставник для погашения пламенеющего во внутренности огня! Не соделывает из нас сила сия ни стихотворцев, ни философов, ни знаменитых витий; но она руководит к высшим понятиям, она нас, смертных, соделывает бессмертными и сопровождает нас из сего мира в другой».

Зефирин папа Римский († 217 г.):

«Подобно тому, как ночь не может угасить звезд, светящихся на небе, так, конечно, и злоба на земле не может помрачить душ верующих, крепко держащихся основания Священного Писания»

Св. Феон, епископ Александрийский († 300 г.):

«Ничто не питает души и не укрепляет так ума, как чтение Священного Писания. Преимущественно же извлечете вы из этого ту пользу, что будете постоянны, честны, благочестивы, будете в любви Христовой исполнять обязанности ваши и ценить все преходящее менее, нежели обетованные вечные блага, превосходящие всякий человеческий ум и понятия».

Св. Ефрем Сирин († 372 г.):

Чтение Писания собирает помыслы и дает ведение Бога

«По мере сил своих принуждай себя как можно чаще читать Писание, чтобы оно собирало твои помыслы, которые враг рассевает своим злоухищрением, влагая в тебя лукавые мысли.

Чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум и дарует ведение о Боге. Потому не будь нерадив, но упражняйся в сем чтении и в молитвах, чтобы просветился твой ум.

Чтение Слова Божия — беседа со Св. Духом, очищающая тело и душу

Иные хвалятся беседою с вельможами, князьями и царями, а ты хвались тем, что в Св. Писаниях беседуешь со Св. Духом; потому что чрез них глаголет Дух Святый.

Старайся читать Божественные Писания и постоянно пребывать в молитвах. Ибо всякий раз, как беседуешь ты с Богом посредством оных, освящаются у тебя тело и душа. Зная сие, старайся чаще упражняться в них.

Не умеешь читать, слушай другого

Если не умеешь читать, не отходи оттуда, где можно слушать и получать пользу; ибо написано: аще узриши мужа разумна, утренюй к нему, и степени дверей его да трет нога твоя (Сир. VI, 36). Это полезно не только не умеющим читать, но и умеющим, потому что многие читают и не знают, что читают.

Ничем не отвлекайся от чтения

Смотри, чтобы, когда хочешь читать, не прерывал тебя враг, наводя уныние, или рассеянность, или говоря: «Сделай сперва такое-то дело, так как оно невелико, и потом со спокойным духом будешь читать»… Не верь ему, но будь, как олень жаждущий и желающий прийти к источникам водным, то есть к Божественным Писаниям, чтобы пить из них и утолять жажду свою, палящую тебя страстями.

Читай внимательно, предваряя чтение молитвой

Когда читаешь, читай с усердием и прилежно; с великим вниманием останавливайся на каждом слове.

Когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря: «Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и исполнить волю Твою. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. CXVIII, 18). Уповаю, Боже мой, что Ты просветишь сердце мое». Всегда так моли Бога, чтобы просветил ум твой и открыл тебе силу слов Своих. Многие, понадеявшись на свое разумение, впали в заблуждение».

Св. Антоний Великий († 356):

«Прилежи чтению Писаний, и они исторгнут тебя из нечистоты (то есть будут разгонять нечистые помыслы).

Если будешь постоянно и усердно заниматься чтением Писаний и исполнять заповеди, то Божие милосердие пребудет с тобою».

«Что бы ты ни делал, имей на то свидетельство в Св. Писании».

Св. Василий Великий († 379 г.):

Чтение Св. Писания есть путь к истине

«Надежнейший путь к достижению истины есть чтение Св. Писания, ибо в нем мы находим, что нам делать и чего не делать. Тут давно почившие святые люди как бы воскресают пред нами с их высокою жизнию и указывают путь тем, кто хочет подражать их добрым примерам. Вот почему каждый из нас, чувствующий себя слабым в исполнении своих обязанностей, читая Библию, может найти в ней подкрепление сил. Советую только, чтобы такое чтение сопровождалось молитвой.

В Библии каждый может найти себе врачевство

Самый главный путь для отыскания того, к чему обязывает нас долг, есть изучение богодухновенных Писаний, потому что в них находим мы правила деятельности, и в них жития блаженных мужей, представленные в письменах, подобно каким-то одушевленным картинам жизни по Богу, предлагаются нам для подражания добрым делам. Поэтому, в чем бы кто ни сознавал себя недостаточным, занимаясь Писанием, в нем, как в общей какой врачебнице, находит врачевство, пригодное своему недугу. Так, любитель целомудрия часто перечитывает историю об Иосифе, у него учится целомудренным поступкам, находя его не только воздерживающимся от удовольствий, но по навыку расположенным к добродетели. А мужеству обучается у Иова, который при несчастном перевороте своей жизни, в одно мгновение сделавшись из богатого бедным и из благочадного бесчадным, не только сам в себе не переменился, сохраняя во всем возвышенный образ мыслей, но даже без огорчения перенеси то, что друзья, пришедши для утешения, ругались над ним и усугубляли скорбь его.

Опять, кто имеет в виду, как в одно и то же время быть и кротким, и великодушным, чтобы против греха действовать гневом, а на людей кротостию, тот найдет Давида мужественным в военных подвигах, но кротким при воздаянии врагам. Таков и Моисей, который с великим гневом восстает на согрешивших пред Богом, но с кротким сердцем переносит клеветы на него самого. И как живописцы, когда пишут картину с картины, часто всматриваясь в подлинник, стараются черты его перенести в свое произведение, так и возревновавший о том, чтобы соделаться совершенным во всех частях добродетели, должен при всяком случае всматриваться в жития святых, как бы в движущиеся и действующие какие изваяния, и что в них доброго, то чрез подражание делать своим.

Для разумения писания необходимы чистая жизнь и продолжительное занятие писанием

Нужна чистота в жизни для того, чтобы распознаваемо было прикровенное в Писании. Но, кроме чистоты в жизни, нужно и продолжительное занятие Писанием, чтобы важность и таинственность Божия Слова чрез непрестанное поучение напечатлелись в душе».

Преп. Макарий Египетский († 390 г.):

Признаки повинующихся и не повинующихся Слову Божию

«Тем, которые хотят повиноваться Божию Слову и производят добрый плод, сопутствуют следующие признаки: воздыхание, поникший взор, молитва, молчание, пребывание на одном месте, болезненный плач, болезнование сердца о благочестии, и дела: бдение, пост, воздержание, кротость, великодушие, непрерывная молитва, поучение в Божественных Писаниях, вера, смирение, братолюбие, покорность, труд, злострадание, любовь, благость, честность; и всецелый свет, то есть Господь.

Признаки же не творящих плода жизни суть следующие: уныние, заносчивость, блуждающий взор, невнимательность, ропот, непонятливость, а дела их: многоядение, гнев, раздражительность, охота пересуждать, надменность, безвременная говорливость, неверие, непостоянство, забывчивость, смятение, лихоимство, сребролюбие, ревность, пронырливость, презрительность, пустословие, безвременный смех, своенравие, и вся тьма, то есть сатана» (Слово 4, гл. I).

Св. Григорий Богослов († 389 г.):

В Библии все имеет смысл и значение

«Полагаю, что заключающееся в Писании не без цели написано… Мы, тщательно извлекающие духовный смысл из каждой черты и буквы, нимало не согласны думать (это было бы и несправедливо), чтобы и самые малозначительные деяния без какой-либо цели были и писателями подробно описаны, и до сего времени сохранены на память. Напротив, цель их — служить памятниками и уроками, как судить в подобных, если встретятся, обстоятельствах, чтобы мы, следуя этим примерам, как некоторым правилам и предначертанным образцам, могли одного избегать, а другое избирать».

«Ты упражняйся всегда сердцем и устами в Св. Писании, и Бог не оставит, вознаградит этот труд твой: ты почувствуешь, как некий тайный свет воссияет в душе твоей, и дух твой устремится от вещей ничтожных и преходящих к предметам возвышенным и вечным»…

Св. Амвросий Meдиоланский († 397 г.):

«Бог является в Св. Писании как бы ходящим и глаголющим, и потому человек, читая Св. Писание, как бы слышит глас Божий. Мы говорим со Христом, когда молимся; мы слушаем Его, когда читаем Св. Писание».

Св. Иоанн Златоуст († 407г.):

Почему даны нам книги Св. Писания?

«По-настоящему, нам не следовало бы иметь нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом, и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление чрез них. И так было не только со святыми в Ветхом Завете, но, как известно, и в Новом. Так, и Апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа. «Той, — сказал Он им, — воспомянет вам вся» (Иоан. XIV, 26). И чтобы ты знал, что такой путь (общения Бога со святыми) был гораздо лучше, послушай, что Он говорит чрез пророка: «Завещаю вам завет нов, дая законы моя в мысли и, и на сердцах напишу я, и будут вси научени Богом» (Иерем. XXXI, 31-34; Иоан. VI, 45). И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он получил закон (написанный) «не на скрижалях каменных, но на скрижалях сердца плотяных» (2 Кор. III, 3).

В самом деле, Апостолы не с горы сошли с каменными досками в руках, подобно Моисею, а неся в душе своей Духа, и всюду ходили, источая сокровище и источник учений, даров духовных и всяких благ, став по благодати одушевленными книгами и законами. Так они привлекли (к вере) три тысячи, так — пять тысяч, так — все народы вселенной, потому что устами их говорил ко всем приходящим к ним Бог (Деян. II, 41 и IV, 4).

Но так как, с течением времени, одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном. Размысли же, какое будет безрассудство, если мы, которые должны бы жить в такой чистоте, чтобы не иметь и нужды в Писании, а вместо книг представлять сердца Духу, — если мы, утратив такое достоинство и возымев нужду в Писании, не воспользуемся, как должно, даже и этим вторым врачевством! Если достойно укоризны уже то, что мы нуждаемся в Писании и не привлекаем к себе благодати Духа, то какова, подумай, будет наша вина, если мы не захотим воспользоваться и этим пособием, а будем презирать Писание, как излишнее и ненужное, и таким образом навлекать на себя еще большее наказание?

Каждое слово Писания заключает в себе сокровище

Чтение Божественного Писания подобно сокровищу. Как получивший из сокровища и малую частицу приобретает себе великое богатство, так и в кратком речении Божественного Писания можно найти великую силу и неизреченное богатство мыслей. В Божественном Писании ничего не сказано просто и без причины, но каждое, и малое, слово заключает в себе великое сокровище. И не только сокровищу подобно Слово Божие, но и источнику, источающему обильные потоки и имеющему много воды.

Действие Слова Божия на душу

Великое благо, возлюбленные, чтение Божественного Писания. Оно умудряет душу, оно переносит ум на небо, оно располагает человека к благодарности (пред Богом), оно не допускает его пристраститься к чему-либо настоящему, оно заставляет ум наш постоянно обитать там (на небесах), побуждает нас делать все в надежде на воздаяние Владыки и стремиться с величайшею ревностью к подвигам добродетели. Здесь-то (в Писании) можно хорошо узнать, как скор на помощь (нам) промысл Божий, увидеть множество праведников, благость Владыки и обилие воздаяний. Им-то можно возбудить себя к соревнованию и подражанию любомудрию доблестных мужей и не дать себе ослабеть в подвигах добродетели, но твердо полагаться на обетования Божии и прежде их исполнения. Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение Писания для души. Оно есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрою, не позволяя ей увлекаться неразумными страстями, напротив, еще облегчая полет ее и вознося ее, так сказать, на самое небо. Поэтому, прошу, будем заниматься чтением Божественного Писания с наибольшим тщанием.

Слово Божие полезно при всех обстоятельствах

Послушайте, прошу вас, все призванные к сей жизни, приобретайте книги — врачевство души. Если не хотите ничего другого, приобретите, по крайней мере, Новый Завет, Деяния апостолов, Евангелие — постоянных наших наставников. Постигнет ли тебя скорбь, приникай к ним, как к сосуду, наполненному целебным веществом. Случится ли утрата, смерть, потеря ближних — оттуда почерпай утешение в своем несчастии. Или лучше не приникай только к ним, но принимай их внутрь и храни в своем уме…

Ни величие славы, ни высота власти, ни присутствие друзей, и ничто другое из вещей человеческих не может утешать в скорби так, как чтение Божественных Писаний. Почему? Потому, что эти вещи тленны и скоропреходящи; поэтому и утешение от них скоропреходящее: а чтение Писаний есть собеседование с Богом.

От незнания Писания — всякое зло. Мы выходим на войну без оружия — и как нам спастись? Легко спасаться с Писаниями, а без них невозможно».

Преп. Иоанн Кассиан († 435 г.):

Чистота сердца открывает тайны Св. Писания

«Желающий понимать Св. Писание должен заниматься не столько чтением толкователей, сколько очищением сердца от плотских пороков. Если сии пороки будут истреблены, то, по снятии покрывала страстей, душевные очи будут созерцать тайны Св. Писания. Ибо оно не с тем открыто от Св. Духа, чтобы мы его не знали; темно же оно от того, что душевные наши очи закрываются покровом пороков; а если им возвращено будет естественное их здравие, то и одного чтения Св. Писания достаточно будет для уразумения истинного смысла его, и не будет нужды в пособии толковников, подобно тому, как телесные глаза не нуждаются ни в какой науке для видения, если только они чисты, и нет темноты. Оттого-то и у самих толкователей произошло столько разностей и погрешностей, что, приступая к толкованию Св. Писания, не заботятся об очищении духа: по причине нечистоты сердечной они не только не видят света истины, но еще придумывают много противного вере (Кн. V, гл. 34).

О многоразличной пище Св. Писания

Божественное Писание о том, чему хотело научить нас, нечто даже и тем, которые не имеют острого ума, так ясно и очевидно изрекло, что не только не помрачено или не прикрыто никакой тенью сокровенного смысла, но и не имеет никакой нужды в пособии толкования, выражает свои понятия и мысли в собственном, буквальном значении слов. А некоторые места так прикровенны и как бы затемнены таинственностью, что в исследовании и уразумении их представляется для нас неизмеримое поле упражнения и заботы. Это так Бог устроил по многим причинам: во-первых, для того, чтобы Божественные тайны, не имея никакого прикровения духовного разумения, не открывались всем людям, т.е. как верующим, так и неверующим, с одинаковым знанием и пониманием; потом для того, чтобы и между самими верующими, когда простирается пред ними неизмеримое поле разумения, обличалось нерадение беспечных, и открылась ревность и тщательность усердных. Поэтому Божественное Писание хорошо сравнивается с тучным, плодоносным полем, которое рождает и приносит много таких плодов, которые полезны для пищи людей без сварения на огне; некоторые, если наперед от варения и умягчения на огне не потеряют жестокость своей терпкости, признаются негодными для употребления людей или вредными; а некоторые признаются удобными для употребления в том и другом виде, так что и невареные они при своей терпкости не противны, или не вредны, однако же сваренные на огне становятся более полезными. Многие растения также вырастают в пищу только неразумных скотов и животных, или зверей и птиц, а в пищу людям не полезны; таковые, оставаясь в своей суровости, без всякого уварения на огне, доставляют животным жизненную сытость.

Подобное усматриваем и в этом плодоносном саду духовных писаний, в котором некоторые места сияют ясным, очевидным буквальным значением, так что не имеют нужды в высшем истолковании, только простым буквальным смыслом достаточно питают слушающих, как напр.: слушай, Израиль, Господь Бог твой есть один Боги: люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими (Втор. VI, 4-5)

А некоторые изречения, если не будут уточнены аллегорическим изъяснением и умягчены испытанием духовного огня, то без причинения расстройства никак не послужат спасительною пищею для внутреннего человека, и от принятия их последует больше вред, нежели какая-либо польза, каково следующее: да будут чресла ваши препоясаны, и светильники горящи. У кого нет меча, продай одежду свою, и купи меч (Лк. XII, 35; XXII, 36). Кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот недостоин Меня (Мф. X, 38). Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставили не назидание, но смех.

А некоторые изречения удобно и необходимо прилагаются к тому и другому пониманию, то есть как буквальному, так и иносказательному, так что то и другое изъяснение доставляет жизненные соки душе, каково следующее: если кто ударит тебя в правую щеку твою, то обрати к нему и другую (Мф. V, 39), когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. X, 23; XIX, 21). Произращает оно и сено скотам, каковою пищею наполнены все поля Св. Писания, именно содержит простое и чистое повествование истории, от которого все более простые и менее способные к совершенному и чистому разумению, по состоянию и мере своей, делаются здоровее и сильнее только к работе и труду деятельной жизни (Собесед. VIII, гл. 3).

О двояком смысле Св. Писания

Посему о том, что ясными словами выражено, мы можем твердо определить и смело произнести свое мнение.

А те предметы, которые, предоставляя нашему размышлению и упражнению, Дух Божий поместил в Св. Писании, желая, чтобы о них заключали по некоторым знакам и предположениям, не спешно и осторожно должны быть обсуждаемы, так что удостоверение или утверждение их зависит от произвола рассуждающего или принимающего. Ибо иногда, когда об одном предмете произносится различное мнение, то и то, и другое может считаться разумным и без ущерба для веры может быть принято или положительно, или в среднем смысле, то есть так, чтобы не принимать их с полною уверенностью и не отвергать совершенно. Не должно отвергать ни того, ни другого мнения, когда оба они не оказываются противными вере, как например, что Илия пришел в лице Иоанна (Мф. XI, 14) и опять придет пред пришествием Христовым; или мнение о мерзости запустения, которая стояла на месте святом (Дан. IX, 27), под которою разумеют изображение Юпитера, которое было поставлено в храме Иерусалимском, и еще будет стоять она с пришествием антихриста; так же следует понимать и все то, что изображается в Евангелии (Мф. XXIV), — что оно исполнилось и пред пленением Иерусалима и в конце мира исполнится. Из этих мнений ни одно не опровергает другого, и первое разумение не упраздняет последующего (Там же, гл.4).

О приобретении истинного знания Св. Писания

Если хочешь достигнуть истинного знания Св. Писания, то тебе надобно постараться сначала приобресть непоколебимое смирение сердца, которое усовершением в любви приведет тебя не к тому знанию, которое надмевает, а к тому, которое просвещает. Ибо невозможно неочищенной душе приобресть дар духовного знания. И потому со всею осторожностью избегай, чтобы у тебя чрез упражнение в чтении, вместо света знания и вечной славы, не произошли качества, ведущие к погибели, от суетной гордости.

Потом надобно тебе всячески стараться, по отвержении всякой заботы и помышления земного, рачительно и даже непрестанно заниматься чтением Св. Писания, пока постоянное размышление напитает твой дух… Это размышление приносит нам двоякий плод: первый — тот, что, когда внимание души занято чтением и размышлением о прочитанном, она не пленяется никакими сетями вредных помыслов; потом тот, что то, чего из пройденного частым повторением, когда мы старались усвоить памяти, не могли понять духом, в то время не свободным, после, освободившись от всех развлечений делами и видением, размышляя особенно во время ночного безмолвия, мы яснее усматриваем, так что, по успокоении и даже погружении в глубокий сон, нам раскрывается разумение сокровеннейшего смысла, которого мы даже и слегка не поняли в бодрственном состоянии (Собесед. XIV, гл. 10). А при возрастании обновления нашего духа от этого упражнения начнет также обновляться и взгляд на Св. Писание, и с преуспеянием в этом будет некоторым образом преуспевать и красота более сокровенного разумения» (Там же, гл. 11).

Преп. Нил Синайский († ок. 450 г.):

О чтении Слова Божия

«Будь ежедневным собеседником Божественных Писаний; чрез собеседование с ними выживешь ты беседы (приражения) чуждых помыслов.

Кто поучением в Божественных Писаниях собирает сокровища духовного ведения в сердце, тот легко изгоняет из него помыслы.

При ночном чтении на бдениях, слушая Божественные Писания, не будем оглушать слуха сном, ни предавать душу в плен помыслам; но жалом Писаний будем уязвлять сердца, чтобы, пришедши в сокрушение, восприять ревность о спасении и пресечь противную нерадивость («Мысли и увещания», гл. 33-35).

Истина Божественных словес

Как сверкающий сонм звезд светлым делает небо, так истина Божественных словес, как бы светильник внося внутрь, осиявает человека. Посему будем все носить один и тот же образ истины, потому что Господь вселяет единомысленныя в дом (Пс. LVII, 7)» (Там же, гл. 57).

Св. Иоанн Лествичник(† 563 г.):

Действие на душу Слова Божия

«Чтение Св. Писаний немало может просвещать и собирать ум; ибо они суть глаголы Духа Святаго и всячески вразумляют читающих… Прежде приятия силы духовной не читай книг, чуждых правоверия, потому что они исполнены тьмы и помрачают умы немощных (Сл. XXVII, 78).

Душа, которая днем непрестанно поучается Слову Божию, обыкновенно и во сне упражняется в том же; сие второе бывает истинным воздаянием за первое делание, для отгнания духов и лукавых мечтаний» (Сл. XX, 20).

Св. Максим Исповедник († 662 г.):

Слово Божие — свет и огонь

«Слово Божие есть свет и огонь, поколику освящает естественные помыслы и попаляет неестественные; равно как поколику разгоняет мрак чувственной жизни для тех, кои чрез исполнение заповедей стремятся к чаемой лучшей жизни, а тех, которые самоохотно, по любви к плоти, держатся этой темной ночи жизни (чувственной), казнит огнем суда и осуждения» (Умозр. и деятел. главы, 141).

Слово Божие и наша немощь

«Много нас говорящих, но мало делающих. Но никто не должен искажать Слово Божие в угоду своей беспечности, а лучше исповедать свою немощь, не скрывая истины Божией, чтобы вместе с преступлением заповедей не сделаться повинными еще в перетолковании Слова Божия» (О любви, 4-я сотница, гл. 85).

Св. Исаак Сирин († VII в.):

Об углублении в Слово Божие

«Во всем, что встретится тебе в Писании, доискивайся цели слова, чтобы проникнуть тебе в глубину мысли святых и с большею точностью выразуметь оную. Божественною благодатию путеводимые в жизни своей к просвещению всегда ощущают, что как бы умный какой луч проходит по стихам написанного, и отличает уму голые слова от того, что душевному ведению сказано с великою мыслию.

Если человек многозначащие стихи читает, не углубляясь в них, то и сердце его остается бедным (ничего не вкушает), и угасает в нем святая сила, которая при чудном уразумении души доставляет сердцу сладостнейшее вкушение (Сл.1).

Плоды от чтения Слова Божия

Занимайся чтением Писания, и когда станешь на молитву и на правило свое, то вместо размышления о том, что видел и слышал в мире, найдешь в себе размышление о Божественных Писаниях, какие прочел, и сим размышлением приведется в забвение, что памятовалось о мирском, а таким образом приходит ум в чистоту. Чтение помогает душе, когда последняя станет на молитву; чтением душа просвещается, чтобы всегда молиться неленостно и несмущенно (Сл. 56).

В то время, как ум твой рассеян, паче молитвы занимайся чтением. Ибо чтение Писания — источник чистой молитвы (Сл. 40).

Если прекратить хотя ненадолго частое чтение Божественных Писаний, то увлекается человек в страсти (Сл.66).

До каких пор нужно христианину читать Писания?

Пока человек не приимет Утешителя, потребны ему Божественные Писания для того, чтобы памятование доброго напечатлевалось в мысли его, и непрестанным чтением обновлялось в нем стремление к добру, и охраняло душу его от тонкости греховных путей: потому что не приобрел он еще силы Духа, которая удаляет заблуждение… Ибо когда сила Духа низойдет в действующую в человеке душевную силу, тогда, вместо закона Писаний, укореняются в сердце заповеди Духа, и тогда втайне учится у Духа и не имеет нужды в пособии вещества чувственного» (Сл. 58).

Преп. Симеон Новый Богослов († 1032 г.):

Путь уразумения тайн Писания

«От заповедей рождаются добродетели, а от добродетелей явными делаются таинства, сокрытые в букве Писания. Тогда преуспевают в добродетелях, когда хранят заповеди; и опять, тогда хранят заповеди, когда ревнуют о добродетелях; а посредством добродетелей и заповедей открывается для нас дверь ведения, или, лучше сказать, она открывается Иисусом Христом, который сказал: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя. И Аз возлюблю его и явлюся ему Сам» (Иоан. XIV, 21). Таким образом, когда вселится в нас Бог и откроет нам Себя заведомо (знательно, осязательно), тогда и мы прозрим к ведению, то есть уразумеем действенно те

Божественные таинства, которые сокрыты в Божественных Писаниях. Другим же каким-либо способом достигнуть сего невозможно. И пусть никто себя не обманывает, думая, что открыл иначе как этот сундучок ведения и вкусил благ, кои внутри его, то есть достиг причастия их и созерцания их».

Преп. Никита Стифат († XI в.):

Чтение Писания представляет троякого рода пищу, в зависимости от духовного состояния читающего

«Чтение Писаний иное бывает для тех, кои только вводятся в жизнь благочестия, иное для тех, кои прошли до средины преуспеяния, иное для тех, кои востекают к совершенству.

Для одних оно бывает хлебом трапезы Божией, укрепляющим сердца их на священные подвиги добродетели, который силу крепкую подает им на борение с духами, в страстях действующими, и соделывает их мужественными борцами против демонов, так что они говорят: «Уготовал ecu предо мною трапезу сопротив стужающих ми» (Пс. ХХП, 5).

Для других — вино чаши Божественной, веселящее сердца их, в исступление их приводящее силою помышлений, ум их вземлющее от письмени убивающего и в глубины Духа испытательно вводящее, и всего его соделывающее породителем и находителем уразумений, — так что и им свойственно говорить: «И чаша Твоя упоявающи мя, яко державна» {Пс. XXII, 5).

А для третьих — елеем Божественного Духа, умащающим их душу, укрощающим и смиряющим ее переизбытком Божественных озарений и всю восторгающим превыше тела, так что и она хвалясь вопиет: «Умастил ecu елеем главу мою, и милость Твоя поженет мя вся дни живота моего» (Пс. XXII, 5,6).

Св. Петр Дамаскин († XII в.):

Что нужно для уразумения Слова Божия

Пойте разумно (Пс. XLVI, 8), — говорит Пророк, и испытайте Писания (Иоан. V, 39), — говорит Господь. Кто слушается этого, тот просвещается, а кто ослушивается, тот омрачается. Ибо, если кто невнимателен к тому, что он произносит, не столько получает он плода от Божественных Писаний, хотя, может быть, и часто поет и читает… Упразднитеся, — сказано, — и разумейте (Пс. XLV, 11), ибо упразднение (отвержение житейских попечений и суетных помыслов) собирает ум, и если кто-либо захочет быть несколько внимательным, то «познает отчасти», по слову апостола (1 Кор.XIII, 12), и особенно тот, кто имеет «отчасти» нравственное делание, ибо оно дает уму большую опытность от борьбы со страстями.

Мера познания Св. Писания определяется степенью чистоты ума

Однако не настолько познает он, сколько таинств заключает в себе каждое изречение Писания, но насколько чистота ума его может принять от благодати. Это ясно из того, что мы часто познаем ведением какое-либо изречение Писания и постигаем одно, или два, из намерений (смыслов), с которыми написано было это изречение, а чрез несколько времени, когда ум делается более чистым, он сподобляется иного разумения, высшего, нежели то первое. Не о том говорю, когда кто-либо услышит — чрез какое-либо Писание или человека, это не есть чистота ума или откровение; но если бы познал кто-либо и не верил себе, пока не найдет, что Божественное Писание или кто-нибудь из святых подтверждает то ведение, которое он получил самодвижно об изречении Писания.

Многоразличный смысл изречений Св. Писания не есть разногласие

И если бы, может быть, вместо одного намерения (смысла) он встретил многие, или услышал о них из Божественного Писания, или от Святых Отцов, то пусть не не верит этому, и не считает этого за разногласие. Ибо случается, что вещь бывает одна, а назначение ее многоразлично. Так, об одеждах если бы кто-либо сказал, что они греют, другой, что украшают, и третий, что покрывают, — все трое сказали бы истину, что одежда нужна для теплоты, покрова и украшения… Если же кто, будучи тать и разбойник относительно разумений, сказал бы, что одежда нужна для грабежа и воровства, тот всячески лжет. Ибо ни Писание, ни природа вещей не подтверждают такого назначения одежды.

Так же бывает и при всякой вещи чувственной или мысленной, или Слове Божественного Писания. Ибо и святые познают не всякое намерение Божие относительно каждой вещи или написанного слова; кроме того, и не все вдруг пишут, что они познали. Частию потому, что Бог непостижим, и премудрость Его не имеет предела, чтобы Ангел или человек мог вместить все; частию же и потому, что неполезно будет, если и сами святые будут говорить все, что знают, вследствие немощи человеческой и чтобы не продлилось слово и не сделалось ненавистным и неудобопонятным, по смущению, но чтобы говоримое было в меру. Потому и бывает, что сегодня тот же (святой) о том же деле говорит одно, а завтра другое; и это не есть разногласие, если только слушатель имеет ведение или опытность. И опять: один говорит одно, а другой о том же самом изречении Божественного Писания — другое, ибо часто и то и другое внушила Божественная благодать, сообразно с временем и состоянием людей…

Цель Слова Божия одна — спасти человека

Кто действительно вкусил ведения Писаний, тот знает, что сила и простейшего изречения Писания и наиболее премудрого одна и та же, и направлена к тому, чтобы спасти человека, а непричастный этого ведения часто соблазняется» (Кн. II, сл. 23).

Св. Тихон Задонский († 1783):

О побуждениях к чтению Библии

«Писание Святое как всему роду человеческому, так всякому человеку, мне и тебе, человече, от Бога предано. Бог бо «всем человеком», следственно, и тебе, «хощет спастися и в разум истины прийти» (I Тимоф. II, 4). Сего ради и Писание Свое Святое всякому подал, дабы, читая или слушая его, спасение вечное мог получити. Должно читать или слушать Слово Божие не ради того, чтобы быть остроумным, быть мудрым пред веком сим, за мудрого считатися от людей: сие бо противно есть Слову Божию. Ибо не на сей конец оно дано нам, чтобы нам славу от него в мире сем иметь. Таковый, который читает и проповедует Слово Божие, чтобы прославиться на земле, хощет дар Божий, то есть Слово Божие, не в Божию славу, но в свою суетную обратить, и тако Божию себе честь похитить от дара Божия, яко тать, что есть превеликий и премерзкий грех. Но читать или слушать должно Слово Божие, чтобы умудренным быть во спасение, просвещенный ум иметь к познанию истины и сердце, преклонное ко злу, исправить к добру и творению воли Божией; также и проповедывать его ради созидания людей, а не ради показания своей мудрости: на сей бо конец оно нам от Бога и предано. Аще убо кто читает, или слушает, или проповедует Слово Божие не на сей конец, тому Слово Божие не токмо не воспользует, но и повредит. Отсюду то бывает, что многие искуснейшие в писмени Святого Писания далеко злейшие бывают, паче некнижных. Бог бо у таковых отнимает благодать за презрение Свое и злоупотребление Своего Божественного дара: и тако, без благодати Божией, от греха в грех падают. Ибо «гордым Бог противится», которые не Божией, но своей славы ищут (I Петр. V, 5).

Два рода ученых и мудрых людей. Едины учатся в школах от книг, и множайшие от них суть безумнейшие, паче простых и безграмотных: яко и алфавита христианского не знают. Ум острят, слова исправляют и красят; но сердца своего исправити не хотят. Другие учатся в молитве со смирением и усердием и просвещаются от Духа Святаго, и суть мудрейшие паче философов века сего: суть благочестивии, святии и Богу любезнии. Сии хотя алфавита не знают, но добро все разумеют: просто и грубо говорят, но красно и благоприятно живут. Сим, христианине, подражай!

Изучение Слова Божия должно предпочитать всем другим знаниям

Как любить должно нам Божие Слово! Так, что ничем так утешаться и услаждаться не должно нам, христианам, как Словом Его святым. Слово Божие есть Слово уст Его, якоже глаголет о себе Давид святый: «Благ мне закон уст Твоих, Господи, паче тысящ злата и сребра» (Пс. CXVIII, 72). Следственно, какое усердие, охоту и ненасытное желание к чтению и слышанию иметь должно. Сколько раз или сами читаем, или служителя Божия читающа слышим, толико раз слышим Бога нашего, к нам беседующего. Коль охотно слушаем, когда царь наш к нам беседует; всяк сие за немало почитает: коль паче охотнее слушать должно Бога, Царя небеси и земли, беседующего. Почтил Он нас недостойных сего Своею милостию: не должно и нам сию великую Его милость пренебрегать, но паче охотнейшим слушанием, или чтением Слова Его благодарность к Нему показывать; и что открывает и обещает в нем — верить, что повелевает — исполнять, и что запрещает — от того уклоняться.

Отсюду видно, как бессмысленно, или паче беззаконно, делают те христиане, которые от Слова Божия удаляются. Многие, оставивши сей живой и святой источник, забавляются в непотребных книжках, которые плоть их увеселяют, но душу развращают: и тако чтением тем погубляют себя, а не созидают. Иные тщатся знать, что делается в Америке, Африке, Азии и прочих дальних странах, а близ себя и внутрь себя не хотят знать, что с душею их делается, в каком состоянии она находится, из Слова Божия ведать не стараются. Иные натуру трав, зелий, древес и прочих вещей испытывать стараются; но своего естества, грехом растленного, из Слова Божия рассматривать не хотят. Иные звезды считать, землю размерять учатся; но кратких жития своего дней и бесчисленных грехопадений, которыми по вся дни пред Богом виновными являемся (грехопадения бо кто разумеет? (Псал. XVIII, 13)), из Писания рассматривать не хотят. Иные день и нощь поучаются, как бы богатство собрать, которое с телом в сем веке оставить принуждены будут; но пользы душам из Писания собирать не хотят, и о богатстве, которое на оный век с душами отходит, небрегут. Другие стараются тело, скоро в прах обращаемое, врачевать и цело хранить; но о душе бессмертной нерадят и немощи ее из Слова Божия знать и врачевать не хотят. Иные иное замышляют и делают; но о том, что «едино есть на потребу», по учению Христову, небрегут. Сии все и прочие, сим подобные, делают подобно тому, который полушку хранил бы в сундуке, но о тысяще червонных нерадел бы; или тому, который в воде тонет, но, нерадя о себе, вещи свои сохранить старается.

Об исполнении Слова Божия

Не пользует Слово Божие читать, или слушать, но не творити. Христос не тех, которые Слово Божие слушают, но тех, которые слышат и хранят, ублажает. «Блажени слышащии Слово Божие, и хранящии е» (Лук. XI, 28). Что пользует семя посеянное: которое никакого плода не приносит? Ничего. Что пользует пища желудку, которая в сок и кровь не претворяется? Весьма ничего. Так и Слово Божие, семя Божественное, никакой пользы не приносит, когда слышащие от него не созидаются. И как тело изнемогает, а далее и умирает, когда пишу желудок приемлет, но не варит, и в сок и кровь не обращает: тако и душа, хотя и слышит Слово Божие, которое есть душевная пища, но изнемогает и погибает, когда слышанное Слово в духовный ее сок и кровь не обращается, то есть, духовне ее не укрепляет. Тогда же сие бывает человеку, когда он от слышанного Божия Слова не исправляется в житии своем, не обращается к Богу, не творит истинного покаяния, от грехов не отстает, и духовного утешения не чувствует в сердце своем. Слово бо Божие дано нам ради того, чтобы мы, слыша его, исправляли себя по правилу его: а когда того нет в нас, то оно нам никакой пользы не приносит. Якоже бо хотя изрядное врачевство будет, но ничего не пользует немощному, когда не хощет его себе ко врачеванию употреблять: тако и Слово Божие, которое дано нам от Бога ко уврачеванию немощей наших духовных, как выше сказано, не воспользует нам, когда от него не будем исправлять немощей наших. Так же, как мастеру никакой пользы не приносит мастерства знание, когда мастерства своего в дело не употребляет, но непременно имеет прийти в убожество: тако искусство в Писании и знание воли Божией не пользует нам, когда по Слову Божию и воле Его жития нашего исправлять не тщимся.

Молитва, как главное средство для уразумения исполнения Слова Божия

Что же надобно делать христианину, дабы семя Слова Божия в нем плод творило? Отвещает Христос: «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется». (Мф. VII, 7-8). Сами бо мы, яко немощни, никакого добра творити не можем без Христа, по свидетельству Его: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Иоан. XV, 5). Сего ради молитвою усердною всего искать у Него должно. Надобно Духу Божию, который Пророками и Апостолами глаголал, действовать в нас, просвещать, вразумлять, наставлять и руководить нас, когда хощем по правилу Его жити.

Правило касательно чтения Слова Божия

Читающему книгу должно исполнить следующее: 1) Должен читать не много листов и страниц, ибо много прочитавшему не можно все выразуметь и в памяти содержать. 2) Мало прочитывать и много рассуждать, что читается, ибо так лучше читаемое понимается и в памяти углубляется, и наш ум просвещается. 3) Смотреть, что из читаемого в книге понятно, или непонятно. Когда понимаешь, что читаешь, хорошо; а когда не понимаешь, оставь и далее читай. Непонятное или от следующего чтения изъяснится, или повторенным другим чтением, с помощью Божиею, прояснится. 4) Чего учит книга уклоняться, чего учит искать и делать, о том старайся, чтоб самым делом исполнять. От зла уклоняйся, и твори доброе. 5) Когда ум от книги будешь только острить, а волю не будешь исправлять, то от чтения книги злейший будешь, нежели был; понеже злейшие бывают ученые и разумные дураки, нежели простые невежи. 6) Помни, что лучше любить по-христиански, нежели разуметь высоко; лучше красно жить, нежели красно говорить: «разум кичит, а любовь созидает». 7) Чему сам с помощью Божией научишься, тому и иных при случае любовно учи, дабы семя посеянное росло, и плод творило».

Молитва Св. Иоанна Златоуста перед чтением и слушанием Слова Божия

«Господи, Иисусе Христе, отверзи мои очи сердечные услышати слово Твое и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открой очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего — скажи мне безвестная и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши и смысл светом разума Твоего, не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словеса прочитаем, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме, и от Тебе есть всякое даяние благо, и всяк дар совершен».

Преподобный Серафим Саровский о чтении Священного Писания

“Вот я, убогий Серафим, прохожу Евангелие ежедневно. В понедельник читаю от Матфея от начала до конца, во вторник – от Марка, в среду – от Луки, в четверг – от Иоанна, в последние же дни разделяю Деяния и Послания апостольские и ни одного дня не пропускаю, чтобы не прочитать Евангелия и Апостола дневного и святому. Через это не только душа моя, но и само тело услаждается и оживотворяется оттого, что я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизнь и страдания Его, день и ночь славословлю, хвалю и благодарю Искупителя моего за все Его милости, изливаемые роду человеческому и мне, недостойному.

Душу снабдевать надобно словом Божиим, ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб Ангельский, имже питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири… От сего бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным.

Надобно так себя приучить, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, которым руководствуясь, должно устроять жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставляет человека Своею милостью, но исполняет его дара разумения.”

…Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения [к исполнению заповедей Евангелия и покаянию], отчего и выходит, что мы многие слова Священного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало. А всё потому, что не ищем благодати Божьей [Духа Святого, которым только и можно разумевать Писания], не допускаем [небрежением о духовной жизни] ей по гордости [не смирению] ума нашего вселиться в души и потому не имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих правды Божьей [Беседа с Мотовиловым].

Душу снабдевать надобно словом Божьим: ибо слово Божье, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб Ангельский, им же питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтыри; Евангелие и послания Апостолов должно читать стоя перед св. иконами, а псалмы можно читать сидя. От чтения св. Писания бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением божественным. Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, по руководству которого должно устраивать и жизнь свою …

… Очень полезно заниматься чтением слова Божьего в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостью, но исполнит его дара разумения.

Когда же человек снабдит душу свою словом Божьим, тогда исполняется разумением того, что есть добро и что есть зло.

Чтение слова Божьего должно быть производимо в уединении для того, чтобы весь ум читающего углублён был в истины Священного Писания и принимал от Бога в себя теплоту, которая в уединении производит слезы; от них человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце более всякого слова …

… Пока не примет Утешителя, человек имеет нужду в божественных Писаниях, чтобы воспоминание о благах напечатлевалось в уме его и от непрестанного чтения обновлялось в нём стремление ко благу и охраняло душу его от тонких путей греха, — имеет нужду потому, что не приобрел ещё силы Духа, которая удаляет заблуждение, берёт в плен душеполезные припоминания и приближается к той холодности, какая бывает при рассеянности ума. Ибо когда сила Духа низойдёт на душевную силу, действующую в нём, тогда вместо закона Писаний укореняются в сердце заповеди Духа; и тогда он втайне бывает наставляем Духом и не имеет нужды в помощи чего-либо чувственного. А пока сердце учится через вещественное, вслед за учением идёт заблуждение и забвение. А когда учение будет от Духа, тогда память соблюдается невредимою (Исаак Сирин. Сл. 58).

Читайте ещё:

Ефрем Сирин: толкование на книгу Бытия, глава 1

Как оставить бремя страстей

Оцените статью