Cегодня 2 июля (19 июня по старому стилю) 2017 г, отмечаются следующие церковные праздники:
Апостола Иуды, брата Господа по плоти (ок. 80).
Преподобного Паисия Великого (V).
Преподобного Варлаама Важского, Шенкурского (1462).
Святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси (1607).
Праведной Марии, матери Иосива (I).
Мученика Зосимы (ок. 89-117).
Священномученика Асинкрита и дружины.
Преподобных Зинона чудотворца (IV); Иоанна отшельника (VI). Преподобного Паисия Хилендарского, Болгарского (после 1762).
Святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца (19 июня (2 июля) 1966 г.).
1.День чествования одного из 12-ти учеников Иисуса Христа – Иуды (также Фаддей, Варсава). Распространитель христианской веры. Принял мученическую смерть в г. Арате (Армения) приблизительно в 80-м году.
Апостол Иуда происходил из небольшого галилейского городка Назарета. Отцом его был праведный Иосиф Обручник. До обручения с будущей Матерью Господа Иосиф был женат и имел четырех сыновей и несколько дочерей. Сыновья Иосифа считались как бы братьями Христа (Мф. 13:55). Один из них – Иуда, впоследствии ученик Христов, будущий апостол.
Неизвестно почему, но Иуда вместе с братьями сначала не веровал во Христа (Ин. 7:5). Ко греху неведения присоединился потом более тяжкий грех – небратолюбия. Иосиф, по возвращении из Египта, куда от ярости Ирода он удалялся с Пресвятой Девой Марией и новорожденным Иисусом, стал делить землю свою детям от первого брака. Пожелал он уделить часть и Господу Иисусу Христу. Три сына Иосифа, и между ними особенно Иуда, не хотели принять Христа к себе в часть, как рожденного от другой матери. Только старший сын Иосифа, Иаков, не разделял взглядов своих братьев. Поэтому он впоследствии и назван был братом Господним. Иуда же, сознав грехи свои против Христа, не осмеливался называться братом Господним, а получил название Иаковлева – брата Иакова (Деян. 1:13). Так и сам он по смирению именует себя в своем послании. При избрании двенадцати апостолов Иуда был причтен к лику этих избранных учеников Христовых.
Грех неверия апостол Иуда загладил ревностью в вере. Ему горько было, что при жизни Иисуса было так мало верующих в Него, и он пламенно желал, чтобы весь мир обратился ко Христу. Во время прощальной беседы Господа с учениками, когда Иисус говорил, что не оставит их сиротами, придет к ним, что мир скоро не будет Его видеть, а они – будут, апостол Иуда не выдержал и прервал речь Господа. Иуде показалось, что Иисус не желает пред всеми явить Себя Мессией. «Господи! – горячо воскликнул ученик, – что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» Видно, Иуда не мог еще вполне отрешиться от ложного иудейского взгляда на Мессию, как на земного Царя и Спасителя, но здесь также ярко проявилась и горячая ревность апостола (Ин. 14:18-22).
Эта ревность особенно выразилась на деле, в апостольских трудах Иуды, после вознесения Господа на небо. Евангелист Матфей называет его Леввеем (сердечен) и Фаддеем (хвалящий), благовестник соединился с Господом всем сердцем и прославлял повсюду. Он проповедовал Евангелие сначала в пределах Палестины, в Иудее, Галилее и Самарии. Потом был с проповедью Слова Божия во многих городах Аравии, Сирии, Месопотамии и, наконец, в Персии. Отсюда он написал на греческом языке свое Соборное послание к верующим. Послание это, при всей краткости, исполнено назидательности и силы. Апостол предостерегает христиан не увлекаться лестью лжеучителей и не уклоняться от чистоты веры. Со святым негодованием восстает апостол Христов против всякого порока, сердечно увещевает верующих сохранять себя в любви Божией, для вечной жизни (Иуд. 1:21).
Проходя различные страны и перенося везде труды и болезни, апостол Иуда пришел, наконец, в Армению. Ревностно проповедовал он здесь имя Христово и множество неверующих привел ко Христу. Деятельность Иуды была настолько успешна, что армяне особенно чтут его и называют своим апостолом. В Армении апостол Иуда и запечатлел апостольское служение мученической смертью. Разгневанные идолослужители бросили его в темницу. Долго терзали всякими муками, и он все мужественно переносил. Наконец, возвели на гору Арарат, распяли на кресте и пронзили стрелами.
2. Чествование памяти первого Московского патриарха Иовы (мирское имя – Иоанн). Почитание святого установлено в 1989 году.
Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в 30-е годы ХVI в. в семье посадских людей города Старицы Тверской губернии. Отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный, инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571-1572 годах он настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575-1580 годах — Новоспасского. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году — митрополитом Московским. 23 января 1589 г. при участии патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси.
Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», — отмечает его жизнеописатель.
Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государствен-ных нестроений, известный в истории России как Смутное время. Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедимитрий назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили многих, но Лжедимитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещая ввести в России унию. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен. Слуги Лжедимитрия ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. Святитель молился в это время перед Владимирской иконой Божией Матери. Сторонники самозванца сорвали с патриарха архиерейское облачение и не дали окончить Литургию. Он претерпел множество поношений и был сослан в Старицкий Успенский монастырь. В конце дней своих он благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена. Через два года, 19 июня 1607 года, патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре. В 1652 г. мощи святителя перенесены в Москву в Успенский собор.
Прославлен святитель в 1989 г.
3. День святого Иоанна Чудотворца. Был епископом Русской православной церкви заграницей, архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским. Праздник в его честь учрежден в 1994 году.
4. Церковь чествует святого Паисия (жил в IV-V ст.) родом из Египта.
Преподобный Паисий родился и жил в Египте (5 век). Родители его были людьми истинно верующими и боящимися Господа. Они непорочно проводили свою жизнь в исполнении заповедей Божиих и старались всевозможными благими делами угождать одному только Господу.
Однажды матери Паисия явился во сне ангел Господень и передал ей Божие повеление, чтобы она посвятила одного из сыновей своих Богу. Мать преподобного на это ответила ангелу: «Все сыновья мои принадлежат Господу, и если который из них угоден Ему, пусть Он возьмет его к Себе». Тогда ангел, взяв Паисия за руку, сказал: «Этот угоден Богу». Мать преподобного, пробудившись от сна, от всего сердца поблагодарила Господа и потом отправила юного Паисия прислуживать в церкви.
В храме Божием с годами Паисий возрастал и благодатью Божией: сердце его день ото дня разгоралось все большей любовью к Богу. А как только стало возможно, блаженный Паисий ушел в пустыню Скит и там стал учеником преподобного старца Памвы.
С самого начала святой Паисий беспрекословно подчинялся своему духовному отцу, во всем исполняя его волю, и при этом вел самый суровый образ жизни. По преставлении же святого Памвы ко Господу Паисий удалился от всех и стал жить один в пещере, непрестанно воссылая к Богу теплые молитвы.
Однажды, когда Паисий, сидя в пещере, воспевал божественные песни, явился ему Спаситель и сказал: «Мир тебе, Моему возлюбленному угоднику!» Он же, объятый страхом и трепетом, встал и сказал: «Христе Спасе, я раб Твой, и за что Ты, Владыка, оказываешь мне столь великую милость, что теперь Сам изволил снизойти к моему недостоинству?» На это Господь ответил: «Видишь ли пустыню эту — как она велика и широка? Ради тебя я наполню ее постниками, которые будут прославлять имя Мое». После этого Спаситель со славой взошел на небеса.
Как-то раз, став на молитву, Паисий почувствовал, что он, будто взлетев на крыльях, находится на небе: прежде всего он увидел прекрасные райские селения, преисполненные неизреченного света и веселия, увидел и Церковь торжествующую — всех святых угодников Божиих, и, сподобившись здесь причаститься божественных Тайн, он воспринял дар крайнего воздержания и постничества.
Скоро вокруг преподобного Паисия собралось множество учеников, которые под руководством и по молитвам святого преуспевали в любви к Богу. Главным заветом Паисия было: да никто не делает что-либо по своей воле, но все по повелению и рассмотрению опытных отцов.
Однажды, когда преподобный Паисий был воспламенен особенно горячей любовью к Богу, и весь ум его был углублен в Господе, как и прежде, явился ему Спаситель Христос; Паисий же пал на землю, объятый страхом и трепетом. Но Господь протянул ему руку Свою и, подняв Паисия от земли, сказал: «Мир тебе, угодник Мой; не устрашайся и да не трепещет сердце твое, ибо Мне очень благоугоден подвиг твой; веселись же и прими достойное за это воздаяние: вот Я даю тебе такой дар — все, чего ты ни попросишь у Отца Моего во имя Мое, дастся тебе».
Много великих дел совершил преподобный Паисий по благодати Божией, данной ему. Своими молитвами он многих грешников обратил к покаянию и многих благочестивых монахов руководил к совершенству. Бог открывал ему сердечные помышления людей, и ангел стоял у главы преподобного, когда он спал.
Святой Паисий по смирению своему не любил, чтобы его хвалили; когда ему задавали вопрос; какая из добродетелей наивысшая? — он отвечал: «Та, которая совершается в тайне и о которой никто не знает».
У него было время молчать и время говорить, время уединиться и время беседовать с братиями о душеполезном. И так, в безмолвии, преподобный молитвенно приближался к Богу, в общении же с братиями искал спасения ближнего.
Достигнув глубокой старости, преподобный отец наш Паисий Великий упокоился от земных трудов, и душа его возлетела к небесной и бессмертной жизни.
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Иуда — не Искариот — говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
От Иоанна 14:21-24
Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского
Ин.14:21. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня;
Такими словами, как и выше мы говорили, Он утишает их скорбь, научая их, что любит Его не тот, кто печалится о смерти Его, каковую печаль и они испытывают, но тот, кто соблюдает Его заповеди и завещания о том, чтобы не привязываться к настоящей жизни, но за Бога и за добро полагать жизнь. Он говорит им как бы так: «Вы думаете, что из любви скорбите о Моей смерти, а Я, напротив, признак любви поставляю в том, чтобы вы не скорбели». Что такая мысль в Его словах, это видно из того, что Он говорит несколько далее: «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я иду к Отцу Моему» (Ин. 14:28). Итак, кто любит Меня, тот имеет заповеди Мои, и не только имеет, но и соблюдает их, чтобы не пришел вор — диавол и не похитил это сокровище, ибо нужна тщательная осторожность, чтобы не потерять их.
а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Какую же награду получит тот, кто любит Меня? «Он возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам».
Для чего это сказал: «явлюсь ему Сам» ? Так как по воскресении Он имел явиться им в теле боговидном, то, чтобы не приняли Его за духа и призрак, Он и предсказывает им об этом, дабы, увидев Его тогда, не оставались в неверии, но вспомнили, что Он предсказывал им это и что Он является им за соблюдение заповедей Его, дабы и всегда старались соблюдать оные, чтобы и Он всегда являлся им. Тайна воскресения велика, и с трудом бы они приняли ее; посему Он приготовляет их, говоря, что явится им Сам. Ибо по воскресении Он и вкушал для того, чтобы не почли Его за призрак, каковая мысль была теперь и у Иуды.
Ин.14:22. Иуда — не Искариот — говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
Упоминаемый ныне Иуда подумал, что как мертвых мы видим во сне, так и Он явится им; посему и говорит: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» Говорит это от сильного изумления и ужаса. Говорит как бы так: «Увы, нам! Ты умираешь и хочешь явиться нам во сне, как и мертвые являются». Ибо «что это» слова испуганного и встревоженного. Что же Господь отвечает на это? Чем Он ниспровергает мнение его как ложное?
Ин.14:23. Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
Иуда в сильном страхе подумал, что Господь по смерти Своей явится им во сне, почему и предложил вышеупомянутый вопрос. А Господь, опровергая его мнение, говорит, что как Отец является Сам, так и Я явлюсь вам Сам. Ибо Я и Отец вместе придем к тому, кто хранит слова Мои. Не во сне явлюсь Я вам; но так как Я приду с Отцом, то как прилично явиться Отцу, таково же будет и Мое явление к вам.
Слова «обитель у него сотворим» также ниспровергают мнение Иуды. Сны непродолжительны, а Я явлюсь и пребуду с Отцом. Посему посещение Мое не походит на сон.
Предсказывает им о Своем явлении для того, как и я сказал, чтобы не почли Его за призрак, и вместе возбуждает их к соблюдению Своих заповедей уверением, что соблюдающим оные являются и Он, и Отец. Равно как, наоборот, от того, кто не соблюдает заповедей, как от нелюбящего, удаляется и Он, и Отец.
Ин.14:24. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
Ибо кто не любит Меня, тот не соблюдает слов Моих. А кто не любит Сына, тот не любит и Отца. Ибо слово принадлежит и Сыну, и Отцу. Посему, кто не соблюдает слов Сына, то есть Отца, тот не любит как Сына, так и Отца. Итак, вы, ученики, соблюдайте слова Мои, ибо этим вы докажете любовь ко Мне и к Отцу.
Иные говорят, что вопрос «почему Ты хочешь явиться нам, а не миру?» ученик Иуда предложил не из страха, а из любви к людям. Он желал, чтобы польза от явления была не одним только ученикам, но и всему миру. А Спаситель показывает, что таких благ удостаиваются не все; но только те, кои соблюдают заповеди Его, соделаются достойными явления Его и любви Отчей. Ибо в том, кто соблюдает заповеди, пребывает Бог и Отец. Но не так же, как и в Сыне; ибо в Сыне Он пребывает естественно, а в человеке нравственно.